Первые пять книг Ветхого Завета в иудаизме именуют Торой, а в христианстве - Пятикнижием Моисеевым. Их названия известны: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. А вот с авторством все обстоит гораздо сложнее.
Кто написал пять книг Торы, они же - первые пять книг Ветхого Завета Библии? На первый взгляд - вопрос совершенно бессмысленный. Если в христианстве этот текст имеет название «Пятикнижие Моисеево», так и имя автора известно - Моисей. Верующие христиане и иудаисты именно так и считают. И никому не позволяют сомневаться в авторстве ветхозаветного патриарха.
Хорошо, что сейчас XXI, а не XII век, когда усомнившихся в истине жестоко преследовали. Например, задумавшемуся о происхождении Торы еврейскому талмудисту Аврааму ибн Эзре пришлось свои несвоевременные и опасные мысли зашифровывать от любопытных глаз. Он так зашифровал свои сомнения, что перевести их на понятный язык смог только великий Спиноза спустя пять столетий. Ибн Эзре первому пришло в голову, что вряд ли Моисей собственноручно записал весь текст Торы. Но если не Моисей - то кто? И - когда?
Пять первых книг
Пятикнижие Моисеево принято считать наиболее древними текстами Ветхого Завета. Во-первых, потому что авторство приписывается Моисею, который жил во времена Рамзеса II и его сына. Во-вторых, потому что с этих пяти книг начинается Библия. В-третьих, потому что в этих книгах даны история происхождения жизни на нашей планете и самая древняя история еврейского народа.
С тем, что речь в Пятикнижии идет о наиболее древнем периоде еврейской истории, никто и не спорит. Достаточно просто перечислить эти книги и их содержание. Библия начинается с книги Бытия, в которой рассказывается, как Бог сотворил Вселенную и Землю, насадил на ней растения, создал зверей и человека. Кроме того, в Бытии рассказывается о первых людях и местах, где они жили после того, как были изгнаны за непослушание из Эдемского сада. А также о том, как Бог истребил погрязшее в грехах человечество с помощью потопа, оставив лишь праведника Ноя с его домочадцами, и как восстанавливалась разумная жизнь на нашей планете вплоть до времен Иосифа Прекрасного.
Вторая книга - Исход повествует о тяжкой жизни евреев в египетском рабстве и об их освобождении патриархом Моисеем. Также в ней изложены законы, которые получил от Бога Моисей на горе Синай. Третья книга - Левит излагает церемониальные основы богослужения евреев единому Творцу. В книге Чисел рассказывается о возвращении евреев на родную землю и разбирается родословие этого народа. Последняя часть Пятикнижия - Второзаконие - дает гражданские и уголовные нормы еврейского права, а также в ней повторяются законы, которыми им следует пользоваться.
Традиционно верующие считают, что эти пять древних текстов продиктованы Моисею самим Богом. Критически мыслящие люди, конечно, понимают, что это невозможно хотя бы технически. Даже если Бог «надиктовал» Пятикнижие ветхозаветному патриарху, то записать его и потом унести с горы Синай Моисей бы не смог. В те времена, когда он водил свой народ по пустыне, основными материалами для письма служили глина и камень. И даже если бы Моисей сумел записать Божественные слова на глиняных табличках, а не на скалах, то такое количество табличек было бы попросту неподъемным грузом. А взять папирус, на котором писали в Египте, иудеям было неоткуда - вряд ли они запаслись им, собираясь в Исход.
Да и существование самого Моисея сегодня находится под большим вопросом. Библеисты убеждены в его историчности. Их противники уверены, что это личность легендарная. А легендарные персонажи никоим образом не могут быть авторами книг.
В поисках автора
Протестанты разных толков первыми отказались приписывать Моисею авторство Пятикнижия. Последними это сделали католики в совсем уж недалеком прошлом. Православные до сих пор отказываются даже рассуждать на эту тему. Поскольку критиков авторства Моисея стало очень много, церковные иерархи нашли удобный способ и не отрицать «авторства» Моисея, и в то же время его не афишировать. Теперь они признают, что Пятикнижие могло быть записано разными людьми и в разное историческое время. Но каждая буква в нем соответствует духу и слову Моисея, поскольку эти тексты - боговдохновенные. Это удобная позиция, которая позволяет примирить веру и научную критику, - в наше время непризнание научных выводов чревато потерей верующих.
А сомнений в том, что Моисей занимался сочинительством, множество. И возникают они просто от вдумчивого прочтения всех пяти книг - Бытия, Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Недаром, наверное, первыми критиками авторства Моисея были не атеисты, а люди верующие, такие как Ибн Эзра. Но основные замечания по поводу Моисея прозвучали в XVII веке, когда набирали силу протестантские церкви.
Философ Спиноза нашел в тексте Пятикнижия множество анахронизмов и противоречий. Если автором был Моисей, то почему же написано от третьего лица, где находится могила Моисея? Почему упомянуты события, которые происходили после его смерти? Спиноза был убежден, что этот текст был собран из множества иных, не дошедших до потомков, и он даже называл предполагаемого автора - священника Ездру. А время сочинения относил к V веку до н. э.
С критикой авторства Моисея выступили протестант Карлштадт и католик Бонфрер, английский философ Гоббс и борец с религиозной догматикой Ришар Симон. Веком позже появились научно обоснованные аналитические работы немецкого богослова Хеннига Виттера и французского исследователя Жана Астрюка. Астрюк попросту разбил все пять книг на ряд фрагментов, отсортировав их по стилю и употреблению тех или иных имен Бога. И у него получилось две группы фрагментов для Книги Бытия то есть как минимум два автора. Позже таким же образом разобрал Исход и Левит немец Иоганн Айххорн.
В XIX веке появилась теория четырех источников. Она сводится к тому, что еврейские священники «собрали» текст Пятикнижия из четырех групп древних документов. А часть сюжетов, возможно, существовала только в устной традиции. Немецкому востоковеду Юлиусу Велльгаузену удалось даже датировать отдельные фрагменты текста. Временной интервал при этом получился впечатляющим - от эпохи царей до строительства второго Храма. К середине XX века большинство исследователей были уже убеждены, что искать одного автора у Пятикнижия - труд бессмысленный и неблагодарный. Пятикнижие составлялось, редактировалось и переписывалось на протяжении многих веков. И это был труд коллективный.
Символ свободы
Если попытаться ответить на вопрос, насколько исторична фигура патриарха Моисея, сразу же требуется очертить временные рамки его жизни. Согласно событиям Пятикнижия, Моисей жил в эпоху фараона Рамзеса II. Евреи использовались на работах по восстановлению города под названием Рамзее, который прежде лежал в развалинах. Это XIII век до н. э. Причем до 1220 года до н. э. - в том году была установлена стела фараона Мернептаха с упоминанием, что евреи уже живут на своей родине в Ханаане. Однако тексты гражданского законодательства относятся к предшествующей эпохе. Они даже для XIII века до н. э. уже архаичны! Что интересно, в XIII веке до н. э. у евреев еще не имелось собственного алфавита! Иными словами, если бы Моисей и хотел, он не записал бы ни единого слова. Пожалуй, это лучший аргумент против авторства Моисея. Если только не уподобляться некоторым библеистам, которые готовы признать, что Моисей использовал клинопись или египетские иероглифы, только бы сохранить за ним славу сочинителя.
Древние гражданские законы, скорее всего, записаны много позднее, в IX-VII веках до н. э. Что же касается церемониальных уставов, то их явно записывали тоже спустя века после смерти Моисея. Вероятно, в период вавилонского плена, когда еврейским священникам потребовалось собрать все воедино.
А Моисей? Моисей к тому времени давным-давно уже был погребен в своей могиле. Он успел стать легендой, вселяющей надежду на освобождение. И уведенные в рабство соотечественники не случайно дали Пятикнижию имя легендарного предка. Для них это имя предвещало скорую свободу. Прошло еще несколько веков, и священник Ездра объединил пять книг, приписываемых Моисею, в Тору. Так и появилась эта боговдохновенная книга, в которой есть и древние песни, и эпос, и нормы права, и символ веры, и история целого народа от сотворения мира.
(с) Николай Котомкин