Волшебство - вещь неуловимая, его сложно описать, а ещё сложнее загнать в прокрустово ложе формул. Это касается и того волшебства, которое возникает при создании историй. Одни из них оставляют впечатление чуда и праздника, другие — неудавшегося фокуса на школьном утреннике.
В сборнике «Путь волшебника» есть рассказы обеих категорий. Это не удивляет (в конце концов, редкая антология обходится без слабых текстов), однако, на мой вкус, количество неудачных историй здесь великовато. Многие из них кажутся произведениями для подростков: безыскусные, наивные сюжеты, схематичные персонажи и невнятные финалы. Пожалуй, квинтэссенцией таких текстов стала «Джамайка» Орсона Скотта Карда: рассказик о мальчике, который сперва обнаруживает у себя сверхспособности, а затем выясняет, что все эти годы жил зачарованным в чужой семье. Даже для подростков так писать — не уважать собственного читателя.
Среди прочих «текстов ни о чём» — «Тайна кроличьего зова» Венди Н. Вагнер, «Подмастерье волшебника» Роберта Силверберга, «Колдун Минус» Джеффри Форда, «Купец и рабыня» Синды Уильямс Наймы, «Конец игры» Льва Гроссмана, «Апельсиновое жертвоприношение» Вилар Кафтан, «Тринадцать книг Артирии» Джона Фульца и пустой и претенциозной, как и его название, рассказ «Любовь — заклинание против страха» Дезирины Боскович.
Впрочем, есть в сборнике ряд текстов не шедевральных, но вполне вменяемых. Это крепкие приключенческие рассказы, не претендующие на нечто большее: «Жизнь так дорога или покой так сладок» Чарльза Финли, «Перебирая формы» Юн Ха Ли, «Уличный маг» Саймона Грина, «Бан в один клик» Джереми Толберта, «Тайна Синей Звезды» Мэрион Зиммер Брэдли. Из них, пожалуй, наиболее интересен рассказ Толберта — о магах-компьютерщиках в мире, где демоны, колдовство и древние боги соседствуют с современными технологиями. Сюда же можно отнести виртуозный, однако не несущий особой смысловой нагрузки рассказ Нила Геймана «Как продать Понтийский мост». Весьма недурен также «Ученик колдуна» Делии Шерман — ироничная перелицовка известного сюжета в современных декорациях.
Некоторые авторы — с большим или меньшим успехом — попытались взять планку повыше: для них истории о волшебниках стали предлогом поговорить о серьёзных вешах. Майк Резник в «Зимнем солнцестоянии» изображает трагедию Мерлина, который с каждым днём лишается очередной толики своих знаний — и постепенно погружается в мрак беспамятства. Неплохая притча получилась у Адама-Троя Кастро — в «Серайл и путешественнике» он размышляет о том, что именно «движет солнцем и светилами», а также вечными странниками. В «Слишком опасном яде» Криста Хоппнер Лики изображает трагедию, которая сходна с той, что описал Резник, однако связана с историей Одиссея и Цирцеи.
Наконец, в книгу вошли с десяток рассказов, которые можно назвать настоящими жемчужинами жанра. Яркий и лаконичный «В Потерянных землях» Джорджа Мартина повествует о волшебнице Серой Элис, «у которой можно купить что угодно, — но лучше этого не делать». Небольшие повести «Колдуны Перфила» Келли Линк и «Дар» Питера Бигля рассказывают о детях, столкнувшихся с волшебством, — мощнейшие, на мой взгляд, вещи, достойные самого пристального внимания. Изящная литературная сказка Сюзанны Кларк «Джоне Аскгласс и углежог из Кумбрии» посвящена тому, как безымянный простолюдин поставил на место могущественного короля-колдуна. Классическое «Слово свободы» Урсулы Ле Гуин — скорее поэтическая притча, настоящие стихи в прозе. А один из неожиданных и приятных сюрпризов сборника — «Ритуал Эрешкигали» Джонатана Говарда; этот тот случай, когда понимаешь, что впредь будешь внимательно следить за творчеством этого автора...
Разнородная антология, как по тематике, так и по качеству. Стоит прочесть хотя бы ради десятка наиболее ярких и увлекательных рассказов.
OZON.ru - Книги | Путь волшебника | Джордж Р. Р. Мартин, Урсула К. Ле Гуин, Саймон Грин, Нил Гейман |