Ландшафт современного центра Москвы в старину был деревенским. В названиях церквей упомянуты особенности мест: церковь Николы Мокрого «что на болоте»; церковь Троицы в Полях (у Моховой, где нынче Госдума); соборы «на бору», «на остожье» (там, где ставят стога сена), «на урочище», «на кулишках», «в старых садах», «на грязях».
При Иване Калите в Москве за пять месяцев поставили дубовые кремлевские стены, а немного позже князь Дмитрий, будущий Донской, перестроил Кремль - уже из белого камня.
Когда Московия избавилась от восточного ига, сюда потянулись мастера из Европы. Были выстроены Успенский собор, затем домовый храм государя - Благовещенский собор, другие церкви и роскошный каменный дворец великого князя.
В 1485-1495 годах выстроили и новые, кирпичные стены и башни Кремля. Уже позже над башнями надстроили шатровые верхушки, а так-то видно, что главная наша крепость - обычная средневековая. Строили по итальянским моделям, а потому иностранные гости видели сходство Кремля с замком Скалигеров в Вероне, замком Сфорца в Милане...
Вдоль стены на Красной площади был вырыт ров глубиной в 12 м.
Вряд ли строители XI века или даже Дмитрий Донской озабочивались устройством подземных лазов -тогда еще и стальной лопаты-то не было. А теперь самую древнюю башню, Тайницкую, снабдили колодцем и подземным ходом к Москве-реке, на случай осады. Устроили «слухи», из которых можно было скрытно наблюдать за врагом и подслушивать его. Рыли лазы: делали глубокую канаву, выкладывали изнутри кирпичом, и засыпали землей - примерно так, как сейчас строят метро. Но это ж было не метро, каждый день туда не полазишь, и со временем забывалось, где они, эти тайники. А в них могли храниться сокровища!
Полтора столетия спустя, в 1665-м Николаас Витсен, член голландского посольства, писал: «Я верхом объехал вокруг всего города; при том что лошадь шла быстрым шагом, это заняло целых три часа... Вал [Кремля] очень запущен, частокол из бревен упал. С одной стороны видны несколько неупорядоченных бастионов из земли,с другой стороны много деревянных башенок, а с третьей - вал... Вокруг него идет канава - сухой ров».
Загадка! То ли строительство Кремля при Иване III - миф, то ли до приезда Витсена молодой царь Алексей (он вступил на престол 16 лет от роду), наслушавшись сказок о зарытых сокровищах, снес все стены в поисках оных, а позже отстроил Кремль заново.
Место пребывания высшего лица государства охраняется особо. Крепостные стены, а внутри - его жилище, его церковь, библиотека и хранилища регалий: скипетра, державы, венца, барм (оплечий, отделанных жемчугом) и других предметов, которые надевали на царственное тело, голову и руки во время торжественных церемоний.
Сегодня такие предметы хранятся в музеях. Происхождение многих из них известно. Но некоторые или исчезли в толще времен, или непонятно откуда взялись.
Тюбетейка Мономаха
Особая «царская» шапка впервые упомянута в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году как «золотая». После смерти князя ее получил его сын Симеон, потом другой сын, Иван, затем она досталась Дмитрию Донскому. В 1462-м «золотую шапку» помянули в грамоте Василия II, а в 1547-м ею был коронован «царем всея Руси» Иван IV Грозный.
«Мономаховой» шапку назвали за полвека до Грозного, без объяснения, почему. Лишь позже появилась легенда, будто бы ее некогда прислал в дар киевскому князю Владимиру византийский император Константин Мономах. Но Владимир княжил лет за триста до появления легенды, а Константин умер почти за 60 лет до вокняжения того Владимира в Киеве.
Однако легенды хватило, чтобы приписать шапку византийским ювелирам, хотя анализ технологии золотой скани вводит ее в круг так называемых золотоордынских памятников. Тем более что по типу своему шапка эта - просто стандартная для тех времен тюбетейка, распространенная по всей Азии.
Теперь-то тюбетейки делают с плоским верхом, а раньше делали в форме усеченного конуса, с разрисовкой на растительные темы (а на шапке Мономаха - лотосы, звезда с цветочной розеткой, листья растений). Самые старинные тюбетейки, в том числе найденные археологами, имеют серебряные навершия с трубочкой для втыкания перьев. На Востоке такой убор с перьями носили знатные дамы, а у нас вместо перьев поставили крест и носить его стали цари.
Крест на шапке появился, надо думать, при Иване Грозном. Во всяком случае, в ее описании, которое оставил германский посол барон Герберштейн, посетивший Москву до Грозного, крест не упомянут. Да и вместо меховой опушки, пишет посол, с шапки свисали золотые бляшки, которые «извиваясь кругом, часто колыхались при движении», а это чисто женская деталь.
Г.В. Вернадский высказал идею, что шапка происходит из дома хана Узбека. К первому владельцу, Ивану Калите, она могла попасть после смерти его брата, московского князя Юрия Даниловича -тот был женат на сестре Узбека, Кончаке.
Последним царем, на голову которого возлагали этот венец, был брат Петра I, Иван. Тогда венчали на царство их обоих, и для Петра срочно изготовили «шапку Мономаха второго наряда». От оригинала она отличалась тем, что тулья ее не была шита золотом. И тот же Петр в 1721 году ввел новый обряд коронации: бармы заменили мантией и шапку Мономаха уже не возлагали на голову царя, а несли впереди.
Библиотека Ивана Грозного
В русских летописях было два Ивана с прозвищем Грозный: Иван III Васильевич и его внук Иван IV Васильевич. Первый (дед) взял в жены девицу из семьи византийских императоров, Софью Палеолог, а приданого за нею было - библиотека книг на греческом. Позже сын его, Василий, велел все манускрипты перевести на русский. Еще позже второй Иван (внук - тот, который опричнину вводил) куда-то эту библиотеку дел, хотя есть свидетельства, что она при нем была.
Позднее историки, чтоб не путать народ, перестали упоминать, что дед Иван тоже был Грозным, и люди, слыша словосочетание «библиотека Ивана Грозного», думают, что речь о внуке! А на деле он ее всего лишь спрятал, и так хорошо, что патриарх Никон, затеяв через сто лет церковную реформу «по возвращению ко гречеству», обнаружил, что книг-то греческих в Кремле нет. Пришлось посылать за ними в Грецию дьяка Суханова.
Вот тогда и начали искать ту, старую библиотеку. Сколько было диггеров - неведомо, а из известных первым стал дьяк Макарьев. Он в 1682 году оказался в кремлевском подземелье, а там - кованые сундуки. Попал он туда не иначе как спьяну, ибо на второй день уже не смог найти путь. Второй известный поисковик, пономарь Конон Осипов, в 1724-м рассказал, будто его знакомый дьяк перед смертью признался, что под Угловой Арсенальной башней Кремля есть сундуки с книгами и свитками. Сам Конон тайника не видел, но россказни его дошли до Сената. Организовали экспедицию. Ничего не нашли.
В 1812 году Наполеон Бонапарт, вселившись в Кремль, велел искать библиотеку. Не нашли. Российский археолог Стеллецкий в первой половине 1930-х копал под обеими Арсенальными башнями. Не нашел. Исследователи все время лезут под землю. А ведь библиотека может быть спрятана в стенах или на чердаках старинных церквей!
(с) Дмитрий Калюжный