вторник, 30 июля 2013 г.

Старые новые друзья


Идее соцсетей исполняется 50 лет. В каком направлении пойдет их развитие в следующем десятилетии?

Еще на заре создания в Министерстве обороны США компьютерной сети, которая впоследствии разрослась в современный Интернет, возникла мысль об использовании ее для общения людей. В 1962 году родоначальником идеи «Галактической Сети», состоящей из людей и компьютеров и весьма напоминающей сегодняшний Интернет, стал Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер (JCR Licklider), специалист по компьютерным технологиям Массачусетского технологического института (MIT, США). Идеи Ликлайдера стали в наши дни реальностью. Но что ждет нас завтра? Чем заняты умы тех, кто создает новые способы онлайн-связи?


Прежде чем понять, что ждет нас в будущем, давайте посмотрим на настоящее. Соцсети шагнули вперед, став мобильными. В 2010 году Мэри Микер (Mary Meeker), венчурный инвестор, которую еще называют Королева Интернета, предсказала, что в ближайшие пять лет серферов, выходящих в Интернет с мобильных устройств, станет намного больше, чем тех, кто при этом использует традиционные компьютеры.

Всё больше людей выкладывают в Интернет информацию о себе, и естественным образом человеческие контакты в Сети материализуются с помощью мобильных технологий. Профессор Алекс Хэлавейс (Alex Halavais) из университета штата Аризона (США), эксперт по социальным аспектам Интернета и президент Ассоциации исследователей Интернета (AoIR), думает, что очень скоро наши онлайн-профили окажутся в реальном мире. Достаточно будет навести камеру смартфона, чтобы получить информацию о человеке. «Только представьте: прогуливаясь по улице, вы сможете увидеть, что у вас общего со встречными прохожими», — полон энтузиазма Хэлавейс.

Мобильные технологии наконец-то дадут возможность использовать весь потенциал теории «шести рукопожатий». Она гласит, что любых двух людей на Земле разделяет не более шести звонков их общих друзей друг другу. Поэтому у некоторых на Facebook тысячи «друзей», которых они знают через других людей. Такие «слабые» связи могут быть весьма полезны: по статистике, гораздо проще найти работу с помощью друзей ваших друзей.

Это явление было описано в знаковой статье «Сила слабых связей» Марка Грановеттера (Mark Granovetter), социолога Стэнфордского университета (США). Он сделал очень простое наблюдение: мы знаем многое из того, что известно нашим друзьям, но вот у друзей друзей — у наших знакомых — может оказаться полезная информация, например о новых вакансиях. «В городах нас разделяет около четырех рукопожатий», — Хэлавейс убежден, что нам гораздо проще завязать с кем-то знакомство, когда мы знаем, что с этим человеком есть что-то общее. Мы и так всё чаще встречаем интернет-знакомых в реальном мире, а удаление элемента случайности будет логичным шагом вперед.

ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Приход онлайн-данных в нашу жизнь будет очень естественным. Очки Project Glass компании Google — это дисплей, отображающий информацию поверх того, что вы видите, и создающий так называемую дополненную реальность. Тачпад, с помощью которого можно управлять Project Glass, располагается на правой дужке очков. Там же находятся камера и батарейка. Эти очки сейчас на стадии тестирования, но инженеры уже смогли добавить в них функцию фотокамеры (она небольшого размера, вмонтирована в оправу) — снимки можно делать едва заметным движением головы и сразу же выкладывать их в социальной сети Google+.

С помощью программы распознавания лиц новые очки мгновенно определяют, кто находится перед вами, и выводят сведения, которые эти люди опубликовали о себе. Такой функционал принесет в реальный мир возможности, прежде доступные только онлайн. «Дело далекого будущего?» — усомнитесь вы. «Вовсе нет! — уверен Сергей Брин, сооснователь Google. — Надеюсь, что продажи Project Glass начнутся уже в следующем году».

Что ждет нас, когда данные из цифрового мира проникнут в нашу жизнь? Если любой сможет получить информацию, просто взглянув на нас, будет сложно скрыть, кто мы есть на самом деле. Создатель и глава Facebook Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) предсказывает: «Близок тот день, когда коллеги будут видеть вас точно такими же, как и друзья и знакомые».

Но прежде чем мы сделаем доступной всю информацию о себе, привычная нам концепция соцсетей — когда все публикуемые данные принадлежат одной компании — претерпит серьезные изменения. Если пользователи почувствуют уверенность, что только у них полный контроль над данными, то будут совершенно спокойно загружать в Сеть всю информацию о себе, а потом выборочно делиться ею с другими пользователями. Такие универсальные базы данных распахнут свои двери для складирования личной информации, которую мы решим загрузить в Интернет, уже в ближайшие годы. В «индивидуальную информационную ячейку» можно будет поместить что угодно — от списка мест, в которых вы побывали, статусов в соцсети и отпускных фотографий до домашнего адреса и медицинских документов.

Компании, предоставляющие такие хранилища, будут кровно заинтересованы в обеспечении безопасности вашей информации. «Можно сделать бесконечное количество копий данных, так что концепция собственности в этом случае весьма сомнительна», — рассуждает Джейсон Кевнар (Jason Cavnar), сооснователь стартапа Singly, предоставляющего индивидуальные информационные ячейки. Как полагает Кевнар, в скором времени люди будут больше думать не о неприкосновенности личной информации, а о том, что можно получить от корпораций в обмен на эти сведения. Оставим в стороне вопросы конфиденциальности. Важнее другое: как изменятся сами соцсети? Сейчас четко обозначился тренд перехода от универсальности соцсети (как у Facebook) к специализации и к сетям, объединяющим небольшие сообщества. Сеть So.cl от Microsoft, к примеру, создана для студентов, которые могут выкладывать и комментировать любопытные поисковые запросы. «Налицо сдвиг к сетям меньшего размера, более персонализированным, таким как Pair или Nextdoor. Но вряд ли гиганты вроде Facebook и Twitter исчезнут», — поясняет Дэйв Морин (Dave Morin), один из основателей сети Path для мобильных пользователей, ограничивающей число ваших контактов до ISO человек.

Path базируется на простой научной гипотезе: согласно исследованиям эксперта по эволюционной психологии Робина Данбара (Robin Dunbar) из Оксфордского университета (Великобритания), в центре нашего социального круга находится около 150 человек (так называемое число Данбара). «Профессор Данбар предположил, что человеческий мозг не может поддерживать более 150 социальных связей одновременно», — объясняет Морин. Благодаря такому ограничению в соцсети вы естественным образом поддерживаете связь лишь с теми, кто вам важен. Вдобавок это помогает сохранить личную информацию, убежден он: «Мы доверяем этим людям, именно их мы ценим больше всего и считаем частью нашей жизни».

СОЦСЕТИ НА НАУЧНЫХ ДРОЖЖАХ

Недавно опубликованные исследования дают представление о том, как наука влияет на будущее соцсетей: заметно улучшится технология предсказания, что мы захотим купить, а с ней и то, куда мы пойдем и кого там встретим. В результате исследований Чжу Тиншао (Tingshao Zhu) и его коллег из университета Китайской академии наук в Пекине оказалось, что по нашей онлайн-активности можно составить правдоподобное представление о том, кем мы являемся в реальном мире. В психологии широко используются опросники, измеряющие «большую пятерку» черт человеческой личности: добросовестность, экстраверсию, доброжелательность, эмоциональную устойчивость (невротизм) и открытость опыту. В рамках эксперимента 200 студентов прошли онлайн-тест для определения «большой пятерки» их личности. Параллельно ученые проанализировали активность этих людей в соцсети RenRen — китайском аналоге Facebook. Учитывались количество публикуемых сообщений и их характер: раздраженный, юмористический, удивленный или наивный. Психологам удалось выявить интересную связь между типом личности человека и тем, как он использует RenRen: общительные люди чаще проявляли эмоции и имели больше друзей, а добросовестные чаще обращались за помощью — спрашивали, как добраться, или просили помочь найти адрес электронной почты. Как утверждают исследователи, их работа поможет в онлайн-лечении психических расстройств, а также позволит достичь еще большей эффективности рекламы. Согласитесь, вам ведь сильнее понравятся товары, описанные с учетом ваших личных предпочтений.

Проникновение мобильных технологий невероятным образом расширяет возможности соцсетей. Следующим шагом станет развитие технологии «добычи реальности» — автоматизированного сбора информации о том, с кем мы общаемся и где мы находимся, с помощью наших сотовых телефонов. Профессор Сэнди Пентленд (Sandy Pentland), возглавляющий Лабораторию социальной динамики (Human Dynamics Laboratory) MIT, указывает, что фотографии, которые мы выкладываем, и сообщения, которые публикуем, мало что говорят о нас — мы сами выбираем, какую часть жизни раскрыть. «Мы являемся совокупностью наших действий, а не совокупностью наших рассказов о действиях. То, что мы выставляем на Google+ или в Facebook, — лишь фасад, рекламный баннер, — размышляет Пентленд. — Где вы проводите время и что покупаете — вот что важно на самом деле. Зная это, можно понять, кто вы, и мы будем собирать такие сведения».

Добыча реальности возможна благодаря тому, что сотовые телефоны всегда с вами. Стоит лишь обозначить на карте местонахождение людей, с которыми вы поддерживаете постоянную связь, и можно узнать скрытые подробности вашей личной жизни. Вряд ли вы добровольно опубликуете такую информацию. Страшноватая идея, не правда ли?

Чтобы показать, как анализ личных данных помогает разобраться в поведении людей, студенты Пентленда активировали функцию отслеживания перемещений в своих смартфонах и соцсетях и проследили, как в Северном полушарии распространяется сезонный вирус гриппа. Участвовавшие студенты сообщали о состоянии здоровья и о характере своей активности, так что можно было понять, кто и когда заболел. В результате анализа этих данных Пентленду удалось отследить путь распространения вируса в студенческой среде в 2009 году. Подобная информация была бы весьма полезна для эпидемиологов, чтобы предсказать, кого и где следует избегать, чтобы предотвратить распространение болезни в случае вспышки настоящего инфекционного заболевания.

ТОЧНЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ

Следующий исследовательский проект сулит соцсетям еще более фантастическое будущее. В период с марта по август 2010 года специалисты по информатике Иллинойсского университета (США) отслеживали перемещения 79 студентов по университетскому городку с помощью Wi-Fi и Bluetooth, встроенных в смартфоны. При подключении телефона к точке доступа Wi-Fi его местонахождение фиксировалось. Bluetooth-соединение (действующее в радиусе до 10 м) позволило установить, как студенты взаимодействовали с окружающими их людьми.

Полученный массив данных лег в основу системы, которую назвали Jyotish («астрономия» на языке хинди). Название оказалось кстати: эта информация позволила группе ученых во главе с By Луном (Long Vu) с кафедры информатики делать предсказания «с высокой точностью» (именно так они это называют). Предсказания не только о том, куда человек пойдет, но и с кем он там встретится и — с точностью до 80% — сколько он там задержится. Проект был реализован при поддержке компании Boeing. Производитель самолетов искал возможность прогнозировать перемещение сотрудников на своих заводах.

Вне промышленной сферы с помощью этого подхода можно подобрать наиболее оптимальное размещение точек доступа Wi-Fi — так, чтобы связь была там, где она больше и чаще всего необходима. А еще это шаг в сторону «пре-соцсетей», которые будут предсказывать, где и когда с большей вероятностью можно встретить людей, разделяющих ваши интересы. Странным образом в памяти всплывает сюжет фильма «Особое мнение», в котором преступников ловили еще до совершения ими преступления.

Это и есть добыча реальности, о которой говорит Пентленд. «Зная, где вы бываете, я быстро смогу понять, с кем вы дружите и что захотите купить», — рассуждает он. Но вот такой комментарий поместил в своем блоге эксперт по информатике из Лондонского университетского колледжа (Великобритания) Питер Дж. Бентли (Peter J Bently): «Мне неприятна мысль, что кто-то сможет предсказать, где я буду находиться и с кем общаться, и эта информация может стать доступной для всех».

При пользовании соцсетями будущего нам нужно будет постоянно задавать себе вопрос: каким именно количеством информации о себе мы готовы делиться с окружающими?

(с) Кристофер Мимс