среда, 10 июля 2013 г.

Копия верна


Вряд ли найдется в современном цивилизованном мире человек, перед которым не стояла хоть раз проблема с получением копий важных для него документов - например, свидетельства о браке или о рождении, причем не в одном экземпляре. Еще не так давно подобную работу выполняли барышни-машинистки, быстро и профессионально делавшие с помощью копирки нужное, но ограниченное количество листов.

Труд машинисток был крайне непроизводителен, к тому же в некоторых случаях требовалась не одна, а иногда десять и больше копий. Поэтому нет ничего удивительного, что многие изобретатели стали ломать голову, как упростить процесс тиражирования документов.

Первые шаги

Одним из первых, кто предложил решение, был в конце XIX века знаменитый Томас Эдисон. Увы, предложенный им «мимеограф» был далек от совершенства: для печатания необходимо было изготавливать трафареты, которые при контакте с краской и вращающимся валиком давали оттиск на бумаге. Да к тому же станок был громоздким, требовал постоянного присмотра со стороны квалифицированного и высокооплачиваемого инженера, а краска источала неприятный запах. Чуть позже на свет появились ризографы, способные сами изготавливать трафареты, а некоторое время спустя - гектографы, в которых в качестве красящего компонента использовался желатин. Оба эти устройства были способны печатать копии достаточно неплохого качества и большими тиражами, но не решали проблему, как, например, с одного машинописного листа сделать один дубликат.


И вот наконец гений нашелся. Впрочем, Честер Карлсон себя таковым не считал. Родился он в 1906 году в американском городе Сиэтл, в семье бедняка. Но тем не менее ему удалось сначала успешно окончить колледж, а затем получить степень бакалавра физики в Калифорнийском университете. Недолгое время проработав в одной мелкой фирме, в 1934 году молодой инженер устраивается патентоведом в «П.Р. Мэллори компани». Естественно, содержание новой деятельности предусматривало работу не только с многочисленными первоисточниками, но и с копиями чертежей и документов.

«Модель 914»

И вот, загоревшись идеей облегчить работу себе и другим «бумажным червям», Карлсон начинает знакомиться с публикациями, связанными с полиграфией. В одном из научных журналов он обращает внимание на статью, посвященную электрографии. Суть этого процесса заключалась в том, что с помощью порошка, заряженного статическим электричеством, можно было создавать изображения. А почему бы таким способом и не копировать? На разработку станка ушло около четырех лет, и 22 октября 1938 года на свет появился опытный образец. Еще десять лет уходит на поиск инвестора, который бы взял на себя финансирование доработок и запуск изобретения в серийное производство. И, наконец, обладателем патента становится тогда еще малоизвестная фирма «Хэлойд компани». Пройдет еще несколько лет, и на свет появится аппарат для копирования, существующий и поныне, который получит официальное название «Модель 914» и в конструкцию которого в дальнейшем будут внесены только незначительные изменения, касающиеся дизайна и электронной начинки.

Технологический процесс назвали «ксерографией» - от греческих слов «сухой» и «писать», а слово «ксерокс» стало нарицательным названием для других моделей копировальных аппаратов, например верифаксов и термофаксов. Но особой признательности они не завоевали, поскольку для получения оттисков требовалась особая и очень дорогая бумага.

Первый чудо-ящик

Но на самом деле первый ксерокс появился гораздо раньше, в XVII веке, в Великобритании. Тогда у Джона Терло, начальника разведки и контрразведки Оливера Кромвеля, попросил аудиенции молодой человек, представившийся Сэмюэлем Морлендом. Не теряя времени на разговоры, он поставил на стол ящик, достал из кармана исписанный лист бумаги, засунул его в щель и через минуту вытащил его точную копию. Для Терло это был спасательный круг, поскольку чиновники подведомственных ему «черных кабинетов» постоянно занимались перлюстрацией почтовой корреспонденции, поступающей из-за рубежа. А поскольку внешние враги Великобритании в своих посланиях часто использовали шифр, то требовалось время для его раскрытия. Задержка же писем могла вызвать подозрения у адресата. Правда, текст сохранялся всего шесть часов, а потом исчезал, но и этого времени криптографам хватало для того, чтобы расшифровать его. Свидетелем работы «чудо-ящика» впоследствии стал его новый обладатель, король Карл И, что было отмечено в дворцовых хрониках. Увы, копировальный аппарат и техническая документация на него сгорели во время пожара, так что ученые и по сей день гадают, на чем был основан метод копирования, но, увы, выдвинуть более или менее вероятную гипотезу так и не смогли. Единственное, что они исключили, так это использование влажного прессования, ведь в этом случае чернила на оригинале просто расплылись бы.

(с) Леонид Лужков