Даже дети знают, что кинематограф изобрели братья Люмьер. А люди постарше процитируют Ленина, в свое время разразившегося афоризмом, согласно которому важнейшим искусством для нас является кино. С вождем мирового пролетариата поспорить трудно, а вот по поводу первенства братьев Люмьер есть довольно много вопросов.
На пороге
Изобретение кинематографа не было единомоментным озарением. Как ни странно, человечество буквально бродило вокруг идеи создания «движущихся картинок- тысячелетиями. Теневая проекция была широко известна еще в античном мире. Во II веке нашей эры ее стали использовать в Азии для театра теней. Устройство камеры-обскуры и ее элементов было раскрыто благодаря работам Авиценны. В Западной Европе секрет проекции с помощью камеры-обскуры стал известен в конце XII века, и ее часто применяли на религиозных церемониях.
Проекция посредством камеры-обскуры была описана Леонардо да Винчи и итальянским физиком Джованни Порта. В вышедшей в XVII веке книге иезуита Атана-сиуса Кирхера дано несколько технических описаний проекционного фонаря. В 1797 году французский физик Этьен Робертсон запатентовал в Париже проекционное устройство и использовал его для платных фантасмагорических представлений.
В 1833 году Уильям Хорнер предложил публике аппарат, который назвал зоотропом. Он состоял из барабана со щелями, вырезанными параллельно оси. Внутри барабана ниже щелей находилась бумажная полоса с изображениями последовательных фаз какого-либо движения. Если барабан быстро вращали в одном направлении, а полосу с изображениями - в противоположном, то создавалось впечатление движущихся фигур. Сначала картинки для зоотропа рисовали вручную, а к 1870 году догадались использовать фотографии.
Непосредственным предшественником кинематографа стал хронографический фотоаппарат, который позволял делать до 20 снимков в секунду. Расположив с десяток таких камер вдоль беговой дорожки ипподрома, американец Эдвард Мюйбридж смог получить вполне сносную раскадровку движения лошади. Вот, правда, собрать ее воедино удалось посредством все того же зоотропа. Но идея, что называется, уже витала в воздухе.
Эдисону утерли нос
Итак, 8 середине 1880-х годов над изобретением кинематографа работали десятки инженеров - от представителей крупных компаний до самоучек. Среди них выделялись вышеупомянутый Эдвард Мюйбридж, французский изобретатель и фотограф Этьен Жюль Марей и всемирно известный Томас Эдисон. Последний даже подал в октябре 1888 года предварительную заявку на патент. «Я произвожу опыты с аппаратом, который будет для глаза тем, чем для уха является фонограф; этот аппарат фиксирует и воспроизводит предметы в движении и при этом в такой форме, которая является одновременно дешевой, практичной и удобной. Этот аппарат я называю кинетоскопом, т.е. движущимися видами», - сообщил Эдисон.
Естественно, что всемирно известный изобретатель считался фаворитом в своеобразной гонке. Тем более что Эдисон работал на могущественный концерн Western Union, и у него не было недостатка в кредитах. Тем более удивительно, что первый в истории фильм снял вовсе не он, а изобретатель Луи Эме Огюстен Лепренс.
Пока Эдисон оформлял предварительную заявку, его французский конкурент не только решил все технические головоломки, но и создал первую в мире кинокамеру. Демонстрация пробного фильма состоялась в начале октября 1888 года - за семь (!) лет до официального рождения кинематографа.
Главной технической проблемой для всех изобретателей был выбор носителя. Лепренс использовал фотоэмульсию, придуманную в 1884 году Джорджем Истменом, и нанес ее на бумажную ленту. Кроме того, французу удалось добиться непрерывного, а не шагового движения пленки.
Первый фильм Луи Лепренс снял в Англии, где жил в доме своей тещи. Назывался фильм «Сцена в саду Раундхэй», в честь особняка, ставшего съемочной площадкой. Актерами были родственники и знакомые: сын инженера Адольф, теща Сара Уитли, ее муж Джозеф и друг семьи Харриет Хартли. Длился первый в истории человечества фильм чуть менее двух секунд и представлял собой коротенький эпизод прогулки в саду. Затем Лепренс снял такие же короткие картины «Движение транспорта по мосту Лидс» и «Аккордеонист».
Теперь оставалось запатентовать изобретение, разжиться деньгами и привлечь к себе побольше внимания. Рекламную кампанию совершенно бесплатно развернули газетчики, заинтригованные новинкой. Деньги Лепренс рассчитывал раздобыть в Америке. Эта страна развивалась невиданными темпами, и добыть там инвестиции под проект коммерческого использования кинематографа можно было очень легко. Получать же патент лучше всего было в Англии - это хоть как-то защищало в те годы от шпионажа конкурентов.
Сначала Лепренс отправился в США. Скорее всего, он рассчитывал скооперировать усилия с Эдисоном, не только имевшим доступ к первоклассной производственной базе, но и способным подсказать кое-какие усовершенствования. Неизвестно, состоялась ли встреча двух изобретателей, но Лепренс писал родне, что визит к знаменитому коллеге входит в его планы. Эдисон же факт такой встречи отрицал.
Таинственное исчезновение
Итак, Луи Лепренс, вернувшись из Америки, посетил Дижон, где жили его родственники, и 16 сентября 1890 года сел в поезд, отправлявшийся в Париж. Там он собирался пересесть на лондонский экспресс, чтобы добраться до Англии и оформить свое изобретение.
Но в Париже купе Лепренса оказалось пустым. Поезд в пути не останавливался, а на вокзале изобретателя встречали - носильщики были абонированы заранее. Однако ни багажа, ни пассажира на месте не оказалось. Покинуть купе во время движения Лепренс не мог: в те времена двери каждого из них открывались наружу, на перрон, и блокировались при отправлении. Открыть их мог лишь проводник на месте прибытия, как говорится, согласно купленному билету. Лепренс собирался сойти только на конечной станции, в Париже.
Самое интересное, что пропал не только Лепренс, но и его чудо-оборудование, о котором успели растрезвонить французские газеты. Журналисты рассказали и о таинственном исчезновении. Шум поднялся невообразимый. Станционные служащие в Дижоне клялись, что видели, как пассажир отправился в путь. Многочисленные свидетели, носильщики, грузившие оборудование, и даже родственники Лепренса утверждали, что это правда. А в Париже не менее многочисленная компания засвидетельствовала, что купе пусто.
Трудно сказать, насколько справедливы слухи о продажности и глупости французской полиции того времени, но следов Лепренса отыскать не удалось. Вскоре всю историю с «движущимися картинками» стали величать мистификацией, а изобретателя - мошенником, который скрылся, едва пришлось продемонстрировать свое творение. Лишь спустя сто лет в архивах французской полиции обнаружили фотографию неопознанного утопленника, как две капли воды похожего на пропавшего Лепренса.
Последний выстрел
Версий исчезновения было множество. В первую очередь на ум приходило, что Лепренс оказался мистификатором и просто скрылся, потому что ему нечего было предъявить просвещенной публике. Но это не так - его картины сохранились до наших дней, и каждый желающий может их видеть в Интернете. Не выдерживает критики и предположение, согласно которому Лепренс покончил с собой. Для подобного поступка у человека, совершившего открытие, способное прославить и обогатить автора, просто нет мотивов.
Многие французы были склонны видеть в исчезновении Лепренса происки Эдисона, а вернее, вложившихся в него компаний. Американец, к слову, в 1890 году находился в непростой ситуации. Большие деньги были им потрачены, а надежды на изготовление сносно работающего киноаппарата таяли. Конкуренция со стороны более удачливого Лепренса могла подорвать не только авторитет Эдисона, но и его финансовое благополучие. А заодно принести компаниям, которые стояли за американским изобретателем, немалые убытки.
Так или иначе, но Эдисон продолжил работать над своим кинетоскопом. Он додумался использовать в качестве пленки целлулоидную ленту, покрытую все той же фотоэмульсией. Кстати, стандарт ширины кинопленки, введенный Эдисоном (35 миллиметров), сохранился до наших дней. Он же придумал и павильонные съемки. К 1893 году модель кинетоскопа уже работала, и дело дошло до серийного производства.
Однако Эдисон шел несколько иным путем, нежели Лепренс. Американец для демонстрации отснятых лент использовал индивидуальные аппараты с увеличительным стеклом, тогда как француз работал в направлении привычного нам проектора и большого экрана. Стоит отметить, что Эдисон изначально ставил перед собой более сложную задачу, нежели его конкуренты. Он пытался разработать аппарат для съемок и воспроизведения сразу звукового кино.
Вскоре Эдисону удалось начать эксплуатацию кинетоскопов. В Нью-Йорке открыли с десяток салонов, в которых за умеренную плату можно было посмотреть полуминутную картину. От посетителей не было отбоя. Но Эдисон не брал патентов на свое изобретение за границей, и европейцы в открытую копировали его технологию и продолжали совершенствовать идею кинетоскопа.
В начале 1895 года братья Люмьер в Париже впервые осуществили публичный показ на большом экране снятых ими картин. Предприятие вышло коммерчески очень успешным, братьев объявили изобретателями кинематографа, а об остальных быстро забыли.
Постепенно утихли разговоры о причастности Эдисона к странному исчезновению Лепренса. Поскольку честь именоваться первооткрывателями кинематографа все равно выпала на долю французов, им стало неинтересно ворошить прошлое. Только семья пропавшего инженера продолжала поиски и попытки восстановить его доброе имя.
В 1902 году старший сын Лепренса Альфонс приехал в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Эдисоном и узнать у него, видел ли тот Луи осенью 1890 года. Но на следующий день после приезда он был найден застреленным в своем гостиничном номере. Оружия рядом с телом не нашли, дверь была заперта изнутри. Полиция не смогла докопаться до истины, и смерть Лепренса-младшего так и осталась загадкой.
(с) Борис Шаров