четверг, 25 июля 2013 г.

Пицца в облаках

Молодой предприниматель из Республики Коми Федор Овчинников намерен покорить со своим новым проектом - сетью пиццерий - не только регионы, но даже пресыщенную Москву.


В 2005 году маркетолог из сыктывкара Федор Овчинников занял денег, открыл свое дело и начал рассказывать о доходах, расходах и ведении бизнеса в блоге под названием «Сила ума». Главной причиной такого онлайн-«стриптиза» стала необходимость привлечь покупателей в одноименный книжный магазин. Фокус удался, и первый собственный бизнес пошел. Но некстати случившийся кризис спутал карты. Сегодня г-н Овчинников строит сеть пиццерий «Додо Пицца» и по-прежнему откровенничает с читателями блога. Его компания уже присутствует в семи городах и оценивается в 200 млн рублей, в планах - выход в российские мегаполисы и международная экспансия. За счет чего предприниматель собирается конкурировать с признанными мировыми гигантами вроде Papa John’s и Domino’s Pizza?


СНЕЖНЫЙ КОМ

Идея открыть магазин с умными книгами занимала Федора Овчинникова еще в юности, причем его не смущал тот факт, что 250-тысячное население Сыктывкара далеко не идеальная аудитория для подобного проекта. Когда же в 2005 году местный бизнесмен Иван Дегтярев, у которого Федор работал маркетологом, сумел запустить в городе строительный гипермаркет, последний решился на собственный проект. «Мы хотели создать место, где отобрано все самое интересное и качественное. Первый магазин назывался «Сила ума», формат чем-то походил на московскую «Республику», - описывает суть идеи г-н Овчинников.

С источниками финансирования возникли трудности: банк не давал ссуду без залога, а заложить было нечего. В итоге предпринимателю пришлось оформить обычный потребительский кредит в Сбербанке на максимальную сумму 400 тыс. рублей. К этому он добавил 50 тыс. личных сбережений, 40 тыс. дали родственники. На рекламу стартовых не хватило, и тогда Федор Овчинников придумал вести реалити-шоу о проекте в Интернете. Сделал рассылку по своей адресной книге, а также написал о затее на местных форумах. В какой-то момент эффект снежного кома сработал: информация о блоге появилась сначала в городской прессе, а затем и в федеральных СМИ. Дела пошли в гору: выручка с 1 кв. м в «Силе ума» колебалась в диапазоне 9-13 тыс. рублей в месяц при средних по стране показателях для книжного ритейла 3-4 тыс.

Однако в пределах Сыктывкара одного книжного магазина такого формата оказалось более чем достаточно. И бизнесмен взялся за второй проект-сеть с литературой массового спроса, назвав ее «Книга за книгой». Это в конечном счете погубило всю затею. «Мы чересчур быстро развивались, набрали кредитов на открытие новых точек, а потом случился кризис. Продажи резко упали, прибыль составляла 300-600 тыс. рублей в месяц, притом что надо было выплачивать по 500 тыс. в счет погашения долгов», - вспоминает Федор Овчинников. К слову, в это время ему уже принадлежало лишь 25% компании - 75% пришлось продать инвесторам, чтобы получить деньги на развитие. После окончательного выхода из бизнеса и расчетов с кредиторами у него осталось 400 тыс. рублей - столько же, сколько он когда-то занимал в Сбербанке.

IТ-ПИЦЦЕРИЯ

Следующие полтора года Федор Овчинников работал в фастфуде, в том числе в Papa John’s и «Сбарро», что подтолкнуло его к мысли досконально изучить процесс приготовления пиццы. Так родился очередной проект - сеть пиццерий «Додо Пицца». «Этот бизнес имеет все шансы расти и масштабироваться, ведь люди хотят есть везде», - объясняет предприниматель. Понаблюдав за работой сетей быстрого питания изнутри, он понял: главное в этом деле - автоматизация и точное отслеживание процессов. И решил построить бизнес на современной IT-платформе, задействовав «облачные» технологии. В подмосковной Коломне нашел талантливых программистов, которые относительно недорого создали для него соответствующее ПО. Проще говоря, речь идет о веб-приложении, доступном через Интернет как сотрудникам, так и клиентам. Оно позволяет обрабатывать практически любое количество заказов в любое время дня. С помощью информационной системы менеджмент «Додо Пиццы» анализирует спрос и составляет гибкие графики: при необходимости на линии выводят больше людей и на условиях аутсорсинга привлекают нужное число автомобилей.

IT-система контролирует и процесс приготовления блюд. «На кухне висит маленький планшет; сотрудник нарезал помидор, нажал на кнопку - ушла информация, что эта операция выполнена», - приводит пример г-н Овчинников. Владелец следит за тем, сколько готовит пиццу каждая смена: тех, кто не укладывается в стандарты, решает отправить на дополнительное обучение, «отличников» - премировать. Все желающие могут в реальном времени наблюдать за приготовлением продукта посредством веб-камеры.

Первоначальные инвестиции в «Додо Пиццу» составили 1,6 млн рублей: 400 тыс. собственных средств Федора Овчинникова и 1,2 млн от частного инвестора Алексея Ванеева. «Через два месяца после открытия пиццерии Алексей вышел из бизнеса, и я начал возвращать ему деньги из прибыли», - рассказывает предприниматель. Он отмечает, что первое заведение в Сыктывкаре, запущенное в конце апреля 2011-го, показало операционную прибыль уже в июне. В октябре продажи перевалили за 1 млн рублей, а спустя год после старта проекта бизнесмен вернул долги. Рентабельность, по его словам, к тому моменту достигала 20-30%.

Средства на дальнейшее развитие помог добыть все тот же блог. Два раза подписчикам предлагалось 5% компании: в феврале 2012-го - за 5 млн рублей, а в сентябре - за 10 млн. Сейчас готовится третий раунд привлечения инвестиций. Г-н Овчинников хочет зарегистрировать акционерное общество, куда войдут все существующие юридические лица «Додо Пиццы» (розничная сеть «Пицца Венчур», управляющая компания «Додо Систем», а также «Додо Франчайзинг»), а затем выставить на продажу доли в новой структуре.

БЫТЬ КАК STARBUCKS

Сегодня у компании два своих ресторана в Республике Коми и пять партнерских в других регионах. Вся «Додо Пицца» зарабатывает около 145 млн рублей ежегодно, из них 45 млн приходится на собственные заведения. Прибыльность в разных точках - от 10 до 30%, цель - средняя рентабельность в 20-25%. В планах на 2013-й - открытие еще одного крупного ресторана в Сыктывкаре, создание единого центра по производству теста и продажа франшизы в города, где проживает не более 150 тыс. человек. После этого «Додо Пицца» стартует в тех, что покрупнее, с населением 500-600 тыс. жителей, и только потом пойдет в мегаполисы.

В «Додо Пицце» намерены развиваться в основном по франшизе, но Федор Овчинников не торопится раздавать лицензии, памятуя, видимо, о предыдущем опыте с сетью книжных магазинов. У партнеров должно быть не более 30% заемного капитала. Благодаря блогу спрос опережает предложение: уже получено свыше 400 заявок, но в 2013 году «Додо Пицца» готова открыть лишь девять-десять франчайзинговых ресторанов. Привлекают потенциальных партнеров более мягкие, чем у признанных конкурентов, условия: 3,5% с оборота в первый год работы и 5% со второго года. Единоразовый взнос составляет 350 тыс. рублей (у Papa John’s, для сравнения, примерно 900 тыс.).

«Мы рассматривали вариант покупки франшизы Papa John’s, однако их формат несколько устарел и информационная система по эффективности проигрывает «Додо Пицце». Федор не остановится и будет развиваться дальше», - говорит новоиспеченный партнер Сергей Гриценко. Сейчас он готовит запуск первой пиццерии в городе Октябрьский в Башкортостане и подумывает о создании сети в этой республике.

Правда, у крупных игроков другой взгляд на перспективы сыктывкарского предпринимателя. «На рынке мы свыше 20 лет, за это время усовершенствовали и процесс приготовления пиццы (он занимает не более девяти минут в часы пик), и информационные технологии. Пару лет назад мы установили новую систему, которую разрабатывали IT-специалисты пиццерий из Англии и Америки. Вряд ли локальные игроки смогут предложить что-то лучшее», - считает директор по операционной деятельности российского отделения сети Papa John’s Михаил Кольцов. Основатель и генеральный директор консалтинговой компании в ресторанной сфере Yakhno Project Денис Яхно уверен, что для мегаполисов сеть Федора Овчинникова не в состоянии придумать ничего нового, поэтому ему стоит ограничиться малыми региональными городами. «Москвичи приходят не поесть - они хотят отдохнуть, им нужны рестораны с особенной обстановкой. А доставки у нас полно», - категоричен он.

Тем не менее можно покорить и столицу, убежден г-н Овчинников. В крупных городах хозяин «Додо Пиццы» собирается предложить формат вроде Starbucks - сетевой проект с особой атмосферой. Владелец digital-агентства Inventa Михаил Чернышев согласен, что у российской компании прочная бизнес-модель, соединяющая в себе последние наработки из мира фастфуда и IT-технологий, и с ней действительно можно построить успешную федеральную и даже транснациональную сеть. Однако с учетом концепции «неторопливого» развития, принятой Федором Овчинниковым, реальные перспективы будут во многом зависеть от активности уже прижившихся в столице конкурентов.

(с) Дарья Шипачева