Американская летчица Амелия Эрхарт прожила сорок лет - без нескольких дней. Еще при жизни она стала легендой - и не только благодаря тому, что была первой женщиной-летчиком, пересекшей Атлантический океан. Эрхарт была первой во всем: была самой смелой, самой умной, самой красивой и самой прогрессивной по своим взглядам.
Внешность Амелии как будто «опережала» существовавшие в ее эпоху стандарты красоты: девушка больше походила на моделей 70-х годов XX века - высокая, длинноногая, худая, с несколько мужскими чертами лица. Амелия Эрхарт оказалась своего рода прорицателем будущего в самых разных областях. Она, к примеру, считала: женщины в обществе когда-нибудь будут чувствовать себя так же уверенно, как и мужчины.
Идея регулярных трансатлантических пассажирских перелетов также виделась ей вполне достижимой. У летчицы хватало противников, спорщиков, оппонентов. Но она была из тех, кому безразлично мнение окружающих. Легендарная мисс Эрхарт может стать для всех примером человека, способного подходить к решению проблем исключительно конструктивно.
Либеральное воспитание
Эрхарт стала суперженщиной, конечно же, благодаря воспитанию, полученному в родительском доме. Она родилась в Канзасе, в семье адвоката и дочери судьи. Другая девочка, появившись на свет в таком семействе, чувствовала бы себя элитой местного общества, мечтала бы выйти замуж за богача... Собственно, вступив в благополучный брак, можно было бы считать себя удовлетворенной жизнью.
Но из Амелии родители даже не пытались вырастить леди. Мисс Эрхарт бегала наравне с самыми ловкими мальчишками, училась лучше самых первых учеников и была заводилой среди заводил. Техника ее в детстве не интересовала: на будущую летчицу пока в ней указывал лишь интерес к географии.
Амелию не могли сломить никакие испытания: даже то, что ее отец спился и разорил семью, морально на нее никак не повлияло.
Она искала себя: сначала училась в колледже. За ее образование мать отдала последние деньги, но Эрхарт бросила учебу, решив стать медиком, чтобы помогать людям...
В небо она впервые поднялась в 1920 году - в качестве пассажира - и опьянела от чувства полета.
Этот опыт решил ее профессиональное будущее - раз и навсегда. Эрхарт сама называла летательные аппараты тех лет «штуками из ржавой проволоки и дерева», поэтому совершенно не понятно, почему она сразу почувствовала себя уверенно внутри такого ненадежного агрегата. Но талант есть талант. В начале 1921 года Амелия начала брать уроки пилотирования самолета у другой знаменитой американской летчицы - Аниты Снук. Ученица раздражала Снук своей наглостью: пару раз наставница вырывала у Амелии из рук рычаги управления, когда та пыталась пролететь под линией электропередачи.
Где начинающая летчица брала деньги на уроки пилотирования самолетов? Ей приходилось работать - и немало. Список ее профессий поражает: она умудрилась и послужить учительницей, и поиграть на банджо в мюзик-холле, и поработать водителем грузовика.
Противники сразу охарактеризовали Амелию как женщину, ненавидящую мужчин и поэтому желающую играть в нашем мире традиционно мужскую роль. Конечно, это было не так. Мисс Эрхарт просто занималась тем, что ей нравилось, и пыталась доказать патриархальному обществу: женщины при желании и физической возможности могут работать в «традиционно мужских» областях.
Большая карьера
Карьера Амелии Эрхарт началась с трансатлантического перелета, в котором летчица оценивала свою роль как партию «мешка с картошкой», погруженного в самолет. Машиной управляли мужчины-пилоты. Тем не менее газетной шумихи избежать не удалось. Таблоиды писали: «Женщина впервые пересекла Атлантику на летательном аппарате!» После этого кто угодно почувствовал бы себя звездой, но только не мисс Эрхарт: она была из тех, кто признает исключительно личные достижения, не зависит от общественного мнения и идет от цели к цели, ставя перед собой все более сложные задачи.
Следующая ее цель была, так сказать, не совсем авиационной: Амелия написала книгу «Двадцать часов сорок минут». Труд она посвятила супруге своего спонсора и пресс-агента Джорджа Палмера Путнама - человека, который позже стал мужем летчицы. В произведении, ставшем бестселлером, она описала впечатления, испытанные во время полета над водами океана. Эрхарт представляла книгу на встречах с читателями, каждую из которых она заканчивала словами: «До скорой встречи на трансатлантической авиалинии!» Тогда подобные слова казались утопией: Амелия так и не дожила до того дня, когда полеты через океан стали самым обыденным делом.
Небо. Самолет. Девушка
Амелия Эрхарт по натуре своей была новатором-одиночкой. В 1928 году сбылось то, о чем она мечтала много лет: летчица совершила одиночный (другие люди в кабине ей только мешали!) перелет с Восточного побережья США на Западное. В этой авантюре проявилось следующее качество, присущее Эрхарт: склонность рисковать собственной жизнью ради достижения рекордов. Пилот, который после Амелии поднял ее машину в воздух, назвал самолет грудой хлама: летчик не мог понять, как женщина осталась жива.
Эрхарт на самом деле была сверхчеловеком по всем своим качествам: во время женской летной гонки в 1929 году она не пришла к финишу первой только потому, что машина одной из ее соперниц загорелась. Амелия выскочила из своего самолета, выволокла неудачливую летчицу из кабины и... продолжила участие в соревнованиях - она пришла к финишу третьей.
В мае 1932 года сбылась очередная мечта Амелии Эрхарт: она пересекла-та-ки в одиночку Атлантику всего за пятнадцать с половиной часов! До нее это смог сделать только Чарльз Линдберг. Интересно, что летчица внешне была похожа на знаменитого пилота - соотечественники за это прозвали ее Линди.
Полет через Атлантику опять чуть не стоил пилоту жизни. За эти страшные пятнадцать часов машина чуть не упала в воду, был пробит один из топливных баков, отказали приборы. Как ни странно, страшный опыт убедил летчицу в собственной неприкасаемости. И зря. Те, кто играет с дьяволом, часто дорого платят за свою смелость.
Последние годы
Амелия Эрхарт умудрилась преуспеть и в личной жизни, что кажется довольно странным в том обществе, где ей пришлось существовать. С одной стороны, она была национальным героем своей страны. С другой стороны, мужчин летчица отталкивала своей самостоятельностью. Роль «своего парня» в компании представителей сильного пола мало кому импонировала.
Тем не менее в 1931 году мисс Эрхарт стала миссис Путнам. В этот брак многие не верили: уж слишком тесным и взаимовыгодным было деловое сотрудничество летчицы и ее спонсора и пресс-агента, который к началу 30-х развелся со своей супругой. Сравнительно недавно обнародовали переписку супругов, однозначно свидетельствовавшую о любовном характере их отношений.
Шли годы. На счету Амелии Эрхарт было множество самых разных рекордов. Ежегодные достижения летчицы стали для Америки прямо-таки обыденной реальностью. Но эта женщина, превратившая свою жизнь в соревнование с самой собой, не могла остановиться на достигнутом. В ее планах теперь оказалось кругосветное путешествие по воздуху.
Конечно, ее пытались отговорить. Конечно, затея казалась безумной. Но Амелия столько раз была на грани гибели, что стала искренне считать себя хранимой высшими силами. Тут она ошиблась.
17 марта 1937 года старт кругосветного перелета не состоялся: самолет чуть не взорвался при взлете. Но и этот знак судьбы летчица проигнорировала. 20 мая Эрхарт вновь подняла в небо машину, которую ей вернули после двухмесячного ремонта.
2 июля Амелия и штурман поднялись в воздух с побережья Папуа - Новой Гвинеи, чтобы преодолеть очередной этап путешествия, проходивший над Тихим океаном.
Вот текст последней радиограммы Эрхарт: «Мы на линии 157-337... Повторяю... Повторяю... мы движемся по линии».
Больше никто на земле не слышал ее живого голоса. В 1939 году Амелию Эрхарт официально объявили умершей.
В 2013 году на тихоокеанском острове Никумароро нашли предполагаемые останки ее самолета.
Для американцев Амелия Эрхарт стала такой же легендой, какой для нас, россиян, являются легендарные летчицы Валентина Гризодубова и Марина Раскова.
(с) Ольга Соколовская