вторник, 23 июля 2013 г.

Роскошь пятого поколения

На прошедшем этим летом традиционном авиасалоне в Ле-Бурже отсутствовал один из самых разрекламированных проектов в области военной авиации последних лет - многоцелевой истребитель 5-го поколения F-35. кто-то даже рассчитывал увидеть прототип 6-го поколения, но не было и его. А среди специалистов возобновились дискуссии о том, являются ли самые технически сложные и самые дорогие самолеты оптимальным выбором для вооруженных сил.


Гонка за пятое поколение в самом разгаре. В России доделывают T-50 ПАК-ФА, китайцы интригуют мир своим J-20, нечто свое готовят японцы, и только одна нация уже практически почивает на лаврах победителя. Как известно, единственный истребитель пятого поколения, уже находящийся на вооружении, - это F-22 Raptor. «Самолет, который настолько выше всех прочих летательных аппаратов, - иронизировал один из комментаторов в ходе салона в Ле-Бурже, - что его никто никогда не видел и не слышал ни на одном театре военных действий».


Считалось, что F-22 должен прийти на смену разным модификациям F-15 Eagle, однако производство «Раптора» было завершено, когда из сборочных цехов не вышел и 200-й аппарат, в то время как F-15 сделали в количестве около полутора тысяч. Причина такого ограниченного выпуска «Раптора» ясна - астрономическая цена самолета. Высокая степень малозаметности, возможность крейсерского полета на сверхзвуке, супервысокотехнологичный радар - все это прекрасно, но в каких конфликтах из тех, что проходят с участием США, требуется такая сверхоснащенность? Размышления на эту тему привели, в частности, к тому, что ВМС США вообще отказались от «Рапторов», предпочтя глубокую модификацию старой рабочей лошадки. F/A-18E/F Super Hornet, хоть и не является самолетом «стелс», имеет существенно меньшую по сравнению с F-18 эффективную площадь рассеяния. Кроме того, он обладает увеличенным боевым радиусом и способен садиться на палубу с неотстрелянным вооружением, размещенным под крыльями. В итоге флот получил старый проверенный в боях аппарат, но технологически приближенный к современным разработкам. И главное - не по цене «Раптора».

НЕЭКСКЛЮЗИВНАЯ «ПЯТЕРКА»

F-35 Lightning II компании Lockheed Martin заявлен как более массовая и дешевая альтернатива F-22. Уже скоро разные модификации «Молнии» встанут на вооружение американских морпехов, затем ВВС и, наконец, флота. На первый взгляд, эту новую программу 5-го поколения ждет гораздо более счастливая судьба.

С того момента, когда 1 5 декабря 2006 года в Форт-Уорт (штат Техас) состоялся первый полет прототипа AA-1, программа раскручивалась полным ходом. К маю 2013 года было изготовлено 59 машин (по другим данным - 64), и к этому моменту F-35 налетали 7265 часов в 4697 полетах. Шесть F-35A (вариант для взлета с обычных аэродромов) и два F-35B (версия с коротким разбегом и вертикальным взлетом) размещены на базе ВВС Edwards в Калифорнии, там же находятся еще четыре предсерийных экземпляра с индексом А. Пять F-35B и четыре F-35C CV (вариант для взлета с палубы авианосца с помощью катапульты и посадки с помощью аэрофинишера) приютила авиационная станция американских ВМС Patuxent River - здесь идут испытания, связанные с палубным размещением машины. С осени 2012 года в Аризоне, на авиастанции Yuma, в составе 121-й ударной истребительной эскадрильи Корпуса морской пехоты испытываются четыре F-35B, а четыре F-35A приданы 422-й испытательной эскадрилье ВВС на базе Неллис в Неваде. Самая большая компания новых истребителей с индексами А и В обосновалась на флоридской базе Eglin, где специалисты 33-го истребительного авиакрыла на 23 машинах заняты подготовкой экипажей и технических специалистов. Еще несколько экземпляров F-35 ожидают поставки в войска в ангарах корпорации Lockheed Martin.

Согласно недавним заявлениям Пентагона, F-35 поступят на вооружение Корпуса морской пехоты в 201 5 году, в 2016-м самолет примут в свои ряды ВВС, и лишь к 2019 году машина пойдет на флот. Такой разрыв в датах объясняется тем, что «начальную операционную способность» для постановки на вооружение F-35 приобрел с программным обеспечением версии Block 2B, а военные моряки решили подождать окончания разработки ПО с индексом Block 3F, которое должно сделать машину более надежной и функциональной.

ДО ПОСЛЕДНЕЙ МОНЕТКИ

Все это было бы прекрасно, если бы проект не преследовали технические проблемы и жалобы, которые поступают со стороны как пилотов, так и технического персонала. В марте этого года конгрессу был представлен доклад, содержащий целый список претензий к истребителю 5-го поколения. Выяснилось, что корпус машины на 25% уступает в прочности самолетам, которым она приходит на замену. То есть при касании в воздушном бою именно у F-35 есть куда больше шансов на фатальное разрушение. Ненадежную работу продемонстрировало и катапультируемое сидение пилота Martin-Baker US16E. Выяснилось также, что высокотехнологичный радар AN/APG-81 с активной фазированной антенной решеткой функционировал ненадежно. Ряд претензий вызывала эргономика кабины пилота, построенная на основе тачскрин-технологий. Или. например, снятие и установка двигателя. В технической документации к F-35 указывается, что каждая из этих монтажных операций требует не более двух часов. В реальности оказалось, что может не хватить и 52!

28 февраля 2013 года Пентагон объявил о том, что прекращает полеты всех имеющихся у него F-35, после того как в лопасти турбины двигателя F135-PW-100 одного из истребителей обнаружили трещину. Уже 1 марта запрет был снят: военные объявили, что дефект носил изолированный характер, а двигатель, в турбине которого возникла трещина, испытывался в экстремальных режимах с нагрузками, значительно превышающими штатные эксплуатационные. Но эта история стала последней каплей, которая переполнила чашу гнева американского военного ведомства по поводу цены и качества нового истребителя. В 2011 году Пентагон рассчитывал потратить до 2030 года $379,4 млрд на закупку 2443 F-35, однако уже в следующем году расчетная цена выросла до $395,7 млрд. Постоянно говорится о необходимости вложения новых средств в доработку машины, ее ПО и соответствующей инфраструктуры. Например, пришлось потратить дополнительные деньги на замену материала обшивки, которая покрывает палубу десантных кораблей типа LHD и LHA. Причина - прежний материал не выдерживал нагрева, идущего от газов, которые вырываются из сопла F-35B при вертикальном взлете.

Поэтому даже при наличии колоссальных заказов от BC США и союзников Америки цена одного самолета пока не падает ниже $100 млн, что военным совсем не нравится. После истории с трещиной в лопасти куратор проекта со стороны Пентагона генерал Кристофер Богдан заявил следующее: «Я вижу, что Lockheed Martin и Pratt & Whitney ведут себя так, будто хотят мне продать последний F-35 с последним оставшимся двигателем и выжать из этой сделки все до монетки». Богдан призвал авиастроителей настроиться на то, что программа рассчитана на 40 лет вперед, взять на себя все риски и серьезно вложиться в снижение цены отдельного самолета.

А тем временем мировой экономический кризис заставляет всех считать средства. И речь не только о высокой цене истребителя 5-го поколения, но и о высокой стоимости его эксплуатации. Один час полета F-35 обойдется армии в $24 000, в то время как его предшественники, например F-16, «съедают» на 10% меньше. Впечатленные этими цифрами, власти Нидерландов сократили первоначальный заказ в объеме 85 самолетов до максимум 68. Британцы поначалу рассматривали вопрос о покупке некоторого количества F-35C для своих строящихся авианосцев, но, когда поняли, во что им обойдется приобретение еще и специальных катапульт и аэрофинишеров именно под эту модель, решили от своих планов отказаться. Сейчас их по-прежнему интересует F-35B (с вертикальным взлетом) для замены отслуживших свой срок «Торнадо» и «Харриеров» - речь шла о покупке 138 машин. Однако в связи с бюджетными трудностями пока в планах Лондона приобретение до 2020 года всего 48 самолетов.

МОДНОЕ РЕТРО

Спору нет - не раз военная промышленность выступала локомотивом науки и технологий, но когда приходится считать средства, есть смысл обратиться к насущным нуждам, а не поддерживать за свой счет самые дорогостоящие и высокотехнологичные проекты. Если не готовиться, скажем, к боям за мировое господство, а искать эффективное авиационное решение для конфликтов малой интенсивности (читай - для борьбы с разного рода партизанами и повстанцами), совсем не обязательно закупать турбореактивные истребители и штурмовики, но можно обратиться к самолетам, выглядящим сегодня как настоящий лоутек. Но это впечатление обманчиво. Да, творение бразильского концерна Embraer - штурмовик Super Tucano - внешне до боли напоминает истребитель-бомбардировщик времен Второй мировой P-51 Mustang. По крайней мере, оба они - одномоторные винтовые самолеты с поршневыми двигателями. Однако бразильский штурмовик оснащен совсем иначе. У него есть вся новомодная авионика, включая турель с сенсорами, которые позволяют наблюдать за землей в разных диапазонах и вести стрельбу управляемыми ракетами. Приборная доска в двухместной кабине имеет индикацию в современном стиле. «Супертукан» весьма популярен в Колумбии, где с его помощью местные военные наносят удары по базам повстанческой организации FARC. Если же учесть, что, в отличие от больших войн, конфликты малой интенсивности на Земле не затихают, то можно прогнозировать рост популярности подобной техники. В частности, в Ле-Бурже в этом году демонстрировался не только Super Tucano, но и его прямой конкурент. Одномоторный поршневой Beechcraft T6 Texan II, сконструированный на базе швейцарского Pilatus PC-9, используется в США и некоторых других странах как тренировочный и легкий разведывательный самолет, причем в версии АТ-6B Texan II он способен нести подвески для ракет, пушечные турели, дополнительные баки с топливом и авиабомбы. Таким образом, между двумя полюсами современной боевой авиации - истребителями-штурмовиками 5-го поколения и легкими поршневыми боевыми самолетами с современной начинкой остается большое пространство для выбора и размышлений о разумной достаточности.

(с) Олег Макаров