В 90-х годах XX века мировые СМИ взбудоражила одна сенсация, ее суть заключалась в том, что в конце Второй мировой войны, еще задолго до Юрия Гагарина, фашисты умудрились побывать в космосе...
Скорее всего, эта сенсация зародилась в талантливой голове какого-то журналиста, работающего на один из желтых журнальчиков, специализирующихся на публикации различных лжесен-саций. У меня до сих пор где-то валяются несколько таких журнальчиков 1990-х годов, в одном из них написано, например, что Джон Кеннеди выжил после покушения и недавно в инвалидной коляске инкогнито посетил свою могилу... В другом опубликована фотография американского бомбардировщика, якобы украденного инопланетянами, в лунном кратере.
Видимо, версия с живыми астронавтами все же показалась уж слишком неправдоподобной, поэтому позже стали появляться сообщения, что астронавты были найдены мертвыми, но их трупы из-за космического холода прекрасно сохранились.
В то же время стала распространяться и новость, что один бывший немецкий летчик, долгие годы находившийся в психиатрической лечебнице в ГДР, объявил себя первым космонавтом, побывавшим в космосе еще в первой половине 40-х годов XX века. Звали этого дедушку-космонавта (родился в 1915 году) Рауль Штрайхер. Кандидатом в покорители космоса его отобрали в 1944 году, другим кандидатом был Мартин фон Дулен. Штрайхер рассказал журналистам, что ему симпатизировал сам фюрер, ведь Рауль тоже был невысокого роста и родился в Австро-Венгрии. Однако первым полетел все же фон Дулен, это было 18 февраля 1945 года, его ракета взорвалась через три минуты после старта. Через шесть дней полетел Штрайхер, ему повезло — ракета удачно вышла на околоземную орбиту. Облетев Землю, Рауль приводнился у берегов Японии.
Штрайхер даже рассказал журналисту «Шпигеля», о чем он думал во время первого космического путешествия: «Глядя из космоса на родную планету, я понял, каким ничтожно маленьким является наш необъятный мир. Теперь, когда мы обладаем столь мощным техническим потенциалом, не составит большого труда подчинить рано или поздно нашу планету одной власти».
Надо отметить, что все эти сенсации выглядели настолько несерьезно, что о них быстро забыли. Ну на самом деле достаточно вспомнить, каким было положение фашистов в феврале 1945 года, чтобы засомневаться в том, что они в это время озаботились покорением космоса...
Неожиданная реанимация сенсации 90-х годов прошлого века произошла в 2007 году с выходом книги Ганса-Ульриха фон Кранца «Свастика на орбите». Можно сказать, что в этой книге доказывалось, что фашистам все же удалось осуществить выход в космос.
Книг этого автора, посвященных тайнам Третьего рейха, вышло довольно много. Надо отметить, что они весьма интересны, читаются легко, но вот информация, изложенная в них, слишком часто бывает уж больно сенсационна. Мои попытки найти в Интернете какую-то информацию об этом авторе успехом не увенчались, попадалась только многочисленная реклама его книг, изданных в России. Не нашел я никаких данных и о переводчике его трудов. Неужели этот немец из Аргентины пишет на русском? Как-то странно все это... Так что была ли свастика на орбите, это еще очень большой вопрос.
Все разговоры о возможном полете фашиста(-ов) в космос были бы сущим бредом, не имей Третий рейх на самом деле технической возможности осуществить подобное. Появилась эта возможность благодаря разработке «оружия возмездия» — ракет Фау-1 и Фау-2.
Еще осенью 1933 года английский журналист С. Делмер, работавший в Германии, на пустыре на окраине Берлина случайно наткнулся на двух молодых людей, которые в замасленных халатах возились около длинного металлического предмета конусообразной формы. Делмер поинтересовался у них, что это за штуковина. Незнакомцы оказались из немецкого любительского общества ракетостроения, звали их Рудольф Небель и Вернер фон Браун.
Небель поведал журналисту, что они создают суперракету и сказал: «В один прекрасный день ракеты, подобные этой, вытеснят артиллерию и даже бомбардировщики на свалку истории». Об этом разговоре журналист вспомнил, когда сотни немецких ракет стали падать на Лондон.
Немцы разработали крылатую ракету Фау-1 и баллистическую ракету Фау-2 (А-4). Последняя имела длину 14,3 м, массу 12 910 кг и боевой заряд в 750 кг. Серийный выпуск Фау-2 был начат в январе 1944 года. Обе эти ракеты использовались для разрушения английских городов, но в основном имели своей целью Лондон. В результате немецких ракетных ударов по Англии людские потери убитыми составили около 10 тысяч человек, раненых было гораздо больше.
Проект сверхдальней двух-ступенчатой ракеты А-9/А-10 дальностью до 4 тыс. км был разработан еще в 1943 году, но отложен из-за того, что все силы были брошены на доводку Фау-2. В конце 1944 года работы над ракетой Фау-3 возобновились.
Первой ступенью Фау-3 служила ракета А-10 со стартовым весом 75 тонн, вторая ступень являлась крылатым вариантом ракеты А-4 (Фау-2) с герметичной кабиной пилота. 1 января 1945 года в Пенемюнде над проектом этой ракеты работали 1940 специалистов. В январе того же года удалось провести два испытания этой огромной ракеты, но дальнейшая работа над Фау-3 была прервана в феврале из-за наступления советских войск.
Конечно, Фау-3 не предназначалась для покорения космоса, с ее помощью фашисты хотели уничтожить Нью-Йорк. Одна такая ракета должна была донести до крупнейшего города США 350 кг взрывчатки. Так как Фау-3 были очень дорогими и сложными в производстве, можно сказать, штучным изделием, все ракеты любой ценой должны были попасть в цель. Предполагалось, что их поведут специальные пилоты.
По существу пилоты ракет, предназначенных для удара по Америке, были смертниками, хотя и предусматривалась возможность катапультироваться перед самым выходом на цель. Во-первых, времени на отладку ракеты и отработку всех нюансов, связанных с ее полетом и катапультированием, не было, во-вторых, учитывая силу заряда и возможные последствия взрыва ракеты, даже удачно приземлившегося пилота американцы вполне могли разорвать на части. Поэтому многие немецкие пилоты собирались, подобно японским летчикам-камикадзе, вести свою ракету до самой цели.
Выйти на цель пилоту должен был помочь заранее установленный специальный радиомаяк. 30 ноября 1944 года началась операция «Эльстер». Немецкая подлодка высадила специальную группу вблизи американского берега. Агенты должны были установить радиомаяк на один из американских небоскребов, который был намечен первой целью для Фау-3. Однако группа была схвачена, а так как у нее обнаружили радиомаяк, охрану побережья США значительно усилили.
По ряду источников, немцы все же осуществили 24 января 1945 года запуск управляемой пилотом Фау-3 по Нью-Йорку. Ее пилотом был штурмбанфюрер СС Рудольф Магнус Шредер, летчик из люфтваффе. При подлете к цели Шредер должен был катапультироваться над морем, где его ожидала подводная лодка. Хотя старт ракеты прошел успешно, уже через 10 секунд Шредер завопил: «Она сгорит! Она сгорит! Мой фюрер, я умираю!..» Больше на связь он не выходил.
Буквально перед полетом Шредер был свидетелем неудачного испытания Фау-3, полагают, что у пилота просто не выдержали нервы и он, посчитав, что ракета вот-вот взорвется, раскусил ампулу с цианистым калием, которую выдавали на случай аварии. Ракета же не взорвалась, продолжила полет, вышла в ближний космос, затем снова нырнула в атмосферу, но без управления она сбилась с курса и, скорее всего, утонула в Атлантическом океане. Нью-Йорку повезло!
Из захваченных секретных документов Третьего рейха известно, что главный фашистский диверсант Отто Скорцени занимался отбором кандидатур из военных летчиков в специальный отряд боевых пилотов ракетной техники. По различным данным, в результате этого отбора была сформирована группа, в которую входило от 100 до 500 пилотов.
Конечно, их готовили не для исследования космического пространства, боевые пилоты должны были вести свои ракеты к США. Так как ракеты в течение этого полета на время должны были выходить в ближний космос, группу, набранную Скорцени, иногда называют отрядом военных космонавтов.
Однако есть информация, что Скорцени набирал группу немного с другой целью. В 1944 году фашисты стали осуществлять запуски Фау-1 с самолетов Хе-111, у них появилась мысль использовать крылатые ракеты в войне против СССР. Предполагалось с их помощью наносить удары по промышленным городам, находящимся в далеком тылу — Куйбышеву, Челябинску, Магнитогорску и др.
Гиммлер и его подручные считали, что на последнем этапе, во время уже самостоятельного полета Фау-1, ее должен был навести на объект пилот-смертник. Вот с этой целью Скорцени и отдал приказ о наборе и подготовке 250 летчиков-смертников, которые наводили бы Фау-1 на цель, чтобы «наилучшим образом поразить и парализовать наиболее чувствительные центры русской промышленности и снабжения».
Вот эту группу летчиков-смертников некоторые авторы, скорее всего, и называют отрядом военных космонавтов. Возможно, когда фашисты собрались с помощью Фау-3 нанести удар по Америке, часть пилотов из этой группы стали готовить к выполнению этого задания. Трудно предположить, что Скорцени набирал еще одну группу: в то время на фронте катастрофически не хватало летчиков.
Так была ли свастика на орбите Земли? Технические характеристики двухступенчатой ракеты А-9/А-10 не позволяли вывести человека на орбиту Земли из-за недостатка скорости. Согласно ряду источников, в будущем планировалось оснастить А-9/А-10 дополнительной разгонной ступенью А-11, которая уже позволила бы выводить на орбиту космические спутники. Однако создание подобной ступени осталось только проектом.
Мало того, есть и версия, согласно которой и сам проект А-9/А-10 вообще не был реализован и существовал только в чертежах. Хотя все же есть некоторые данные, что испытания А-9/А-10 состоялись 8 и 24 января 1945 года, причем первое испытание оказалось неудачным, а вот данные о втором в архивах отсутствуют.
Некоторые исследователи полагают, что перелет Фау-3 в Америку не состоялся. А как же Рудольф Шредер? Любопытно, что в книге фон Кранца жертвой попытки нанесения первого ракетного удара по Америке является не Шредер, а штандартенфюрер Вернер Альт... Такая разноголосица свидетельствует не в пользу версии, что полет Германия — США вообще имел место. Так что рано считать первым человеком, вышедшим в космос, Рудольфа Шредера (или Вернера Альта?)...
И все же у фашистов имелась разработка, которая вполне могла бы вывести на орбиту Земли небольшой космический аппарат. Это был ракетный бомбардировочный самолет Ойгена Зенгера. Проект 100-тонного ракетоплана длиной 28 метров был разработан в 1942 году. Предполагалось, что, взлетев с помощью специального стартового приспособления, ракетоплан на огромной скорости достигнет высоты более 90 км, затем начнет планировать через Атлантику к побережью США. Далее, описывая полуокружность, он сбросил бы на Нью-Йорк с высоты 38-50 километров 4-тонную планирующую авиабомбу и, постепенно снижаясь, на 80-й минуте полета вернулся бы в Германию.
Однако нет никаких данных, что ракетоплан Зенгера был построен, хотя, если верить фон Кранцу, ракетоплан в миниатюре все же был изготовлен в единственном экземпляре, это был своеобразный немецкий шаттл. Ну а дальше автор «Свастики на орбите» уже пишет, что 7 марта 1945 года состоялся первый в мире запуск пилотируемого космического корабля с помощью ракеты-носителя А-11. Космонавт улетел, а вот приземлиться по каким-то причинам не смог.
Любопытно, что запуск якобы состоялся с ракетной базы острова Борнхольм. Я внимательно изучил материалы из Интернета об этом острове. Там достаточно о нем написано, и о том, как его освобождали наши бойцы, и о том, что они целый год занимали этот остров. Но нет даже намека на то, что там была ракетная база, а ведь на острове всю войну были местные жители и даже члены датского Сопротивления. Как же такой запуск — море огня, страшный грохот, уносящаяся ввысь махина ракеты — все они умудрились не заметить?
Итак, все эти истории о фашистских космонавтах пока только миф, они основаны лишь на том, что в 1945 году у нацистов была гипотетическая возможность совершить космический полет, однако, думаю, что в этот памятный для мира год им было уже не до этого...