В 1995 году профессор Башкирского государственного университета, доктор физико-математических наук Александр Николаевич Чувыров и аспирантка из Китая Хуан Хун в одной из экспедиций по Башкирии обнаружили иероглифические наскальные надписи. Аспирантка, распознав знаки древнекитайского письма цзягувэнь, прочитала несколько из них. Они сообщали о торговых сделках, браках и смертях. Но как могли оказаться здесь эти надписи? Неужели древние китайцы когда-то жили в этих местах?
ИЕРОГЛИФЫ В ЧАНДАРЕ
Начали поиски с архивов. Там и наткнулись на сообщения о двухстах каменных плитах, покрытых иероглифами, обнаруженных в предгорьях Урала. «А вдруг это звенья одной цепи?» — подумали исследователи. И стали читать внимательнее. Сообщение было датировано концом XVIII века. Другие документы, относящиеся уже к XX веку, сообщали о шести таких плитах. Их видела экспедиция археолога Шмидта в башкирской деревушке Чандар. «А что если и эти плиты имеют какое-то отношение к китайским переселенцам?» — подумали исследователи. Ведь и камни, покрытые иероглифами цзягувэнь, чаще всего встречались именно в окрестностях Чандара.
Несколько раз Чувыров с небольшой экспедицией ездил в Чандар. Ни облеты предгорий на вертолете, ни упорные поиски на местности ни к чему не привели. Никаких белых плит они так и не нашли. А искать-то нужно было гораздо ближе...
НЕВЕРОЯТНАЯ НАХОДКА
21 июля 1999 года оказалось для Александра Николаевича весьма памятным. В то утро пришел Владимир Крайнов, бывший председатель чандарского сельсовета, и сообщил, что, вот, мол, лежит под крыльцом его дома какая-то каменная плита, помнит ее с детства. Чувыров знал, что в доме Крайновых в 1920-х годах жил тот самый Шмидт. А что если археолог притащил плиту, чтобы затем увезти ее, но отчего-то не смог? Ушедшая в землю плита под крыльцом была настолько большой, что вытащить ее вдвоем оказалось не под силу. Лишь через неделю находку извлекли на свет божий, очистили. И тут профессору, по его собственным воспоминаниям, «стало нехорошо». Перед ним лежала одна из тех плит, которые они так долго искали.
Сегодня загадочную плиту можно увидеть в Уфимском музее этнографии и археологии. Высота ее 148 сантиметров, ширина — 106, толщина — 16. Вес — около тонны. Плита трехслойная. Первый слой — основание, серо-зеленого цвета, толщиной 14 сантиметров. Рентгеновский анализ установил, что он изготовлен из специального цемента на основе доломита. Второй слой, толщиной 2 сантиметра, черного цвета, — прочнейшее диопсидовое стекло. На этот слой и нанесено то, что поначалу посчитали рельефным узором. Но как, какими инструментами наносился он? И почему плита белая? Оказалось, потому, что рельеф покрывает третий слой — белый фарфор толщиной 2 миллиметра. Анализ показал, что этот фарфор не похож ни на какой другой фарфор на свете, он — на кальциевой основе, в то время как у всех других видов основа калиевая. Кальциевый фарфор более прочный, а как защитный слой — более надежный.
После тщательного анализа исследователи пришли к выводу, что изготовить что-либо подобное современные технологии не позволяют. Интересно, что прямо напротив плиты работники музея поместили и другой экспонат. Это кыргыс, что в переводе означает «скребок». Нечто вроде деревянного серпа с насечками. Им чистили круп коня, расчесывали гриву. Точно такие кыргысы были и пятьсот, и тысячу лет назад и, возможно, в те незапамятные времена, когда изготовили и эту плиту. Контраст в уровне технологий настолько очевиден, что становится понятным волнение, охватившее профессора при виде плиты. «Вот загадка, — словно бы говорит это противостояние, — неужели вас не волнует ощущение тайны, чего-то необъяснимого? Ведь, возможно, эти две вещи были сделаны в одно и то же время...»
КАРТА МИРА
Далее последовали еще более удивительные открытия. То, что поначалу посчитали , простыми узорами, оказалось... географической картой, рельефным изображением местности около нынешнего города Уфы. Масштаб карты 1:110 ООО, и охватывает она территорию площадью 150x100 километров. Тогда стало понятно, отчего среди «узоров» разбросаны всякие значки и иероглифические надписи. Материалы о чандарской находке были отправлены в Центр исторической картографии, находящийся в штате Висконсин (США). Удивлению американских ученых не было предела. Подобная трехмерная карта могла быть составлена только методом аэрокосмической съемки. Расчеты показали, что при ее составлении съемки проводились с высоты около 300 километров. На каких же машинах облетали Землю и на каких компьютерах вели расчеты создатели загадочной плиты?
Ученые пришли к выводу, что она — лишь малая часть большой карты мира. Всего же таких фрагментов должно быть 1 224 025. То есть 355, помноженное на 355. Именно столько плит при данном масштабе укладывается по экватору. Но как создавали такую огромную карту? Где-то в одном месте всю сразу, а потом фрагменты развозили на места или каждая часть была изготовлена «у себя дома»?
Вскоре группе российских и китайских специалистов удалось установить, что таким, каким он был изображен на плите, рельеф Уфимской возвышенности был 5 миллионов лет назад! Но какие же сверхмощные компьютеры понадобились для того, чтобы скартографировать рельеф, смещенный во времени? И ради чего?
Вскоре радиоуглеродный анализ показал: возраст плиты — от трех до сорока тысяч лет, но никак не 5 миллионов. Можно лишь предположить, что это копия с какой-то более древней карты, оставленной кем-то как завещание.
КАМОРКА ПОД ЛЕСТНИЦЕИ
Вот так и получается: ищешь Индию, найдешь Америку. Искали следы китайских переселенцев, а нашли осколок неведомой древней цивилизации. Но что же это за неведомая нам страна? «Китайский след» пока что никуда не привел. Фарфор, который покрывает рельеф, в Китае никогда не производился. Расшифровать иероглифы также не удалось, с наскальными иероглифами языка цзягувэнь они не имеют ничего общего. Пока что история с загадочной плитой напоминает сказку про золотой ключик. Однако Буратино был упорный малый и в конце концов нашел дверь, которую этот ключик открывал. Возможно, искомая высокотехнологичная цивилизация тоже каким-то образом оказалась на обочине развития человечества, так сказать, в каморке под лестницей...
Если бы чандарскую плиту нашли в египетской пустыне или на полуострове Юкатан, где сама земля из-под наслоений многих цивилизаций дышит загадкой, ее приняли бы безоговорочно. И признали: да, тут секрет, наследие неведомых предков. Или даже пришельцев. Но Урал? Да, здесь жили скифы, гунны, половцы, побывали десятки других народов. Но таких загадок, которые взволновали бы человечество, увы, не оставили. Так, обычные осколки былой материальной культуры вроде кыргыса.
Наверное, если бы эта карта была вырезана на дереве или нарисована на листе бумаги, профессора Чувырова прежде всего обвинили бы в подделке. Остается одно, но бесспорное доказательство чуда — изготовить что-либо подобное не позволяют даже современные технологии.
(с) Сергей Бородин
ИЕРОГЛИФЫ В ЧАНДАРЕ
Начали поиски с архивов. Там и наткнулись на сообщения о двухстах каменных плитах, покрытых иероглифами, обнаруженных в предгорьях Урала. «А вдруг это звенья одной цепи?» — подумали исследователи. И стали читать внимательнее. Сообщение было датировано концом XVIII века. Другие документы, относящиеся уже к XX веку, сообщали о шести таких плитах. Их видела экспедиция археолога Шмидта в башкирской деревушке Чандар. «А что если и эти плиты имеют какое-то отношение к китайским переселенцам?» — подумали исследователи. Ведь и камни, покрытые иероглифами цзягувэнь, чаще всего встречались именно в окрестностях Чандара.
Несколько раз Чувыров с небольшой экспедицией ездил в Чандар. Ни облеты предгорий на вертолете, ни упорные поиски на местности ни к чему не привели. Никаких белых плит они так и не нашли. А искать-то нужно было гораздо ближе...
НЕВЕРОЯТНАЯ НАХОДКА
21 июля 1999 года оказалось для Александра Николаевича весьма памятным. В то утро пришел Владимир Крайнов, бывший председатель чандарского сельсовета, и сообщил, что, вот, мол, лежит под крыльцом его дома какая-то каменная плита, помнит ее с детства. Чувыров знал, что в доме Крайновых в 1920-х годах жил тот самый Шмидт. А что если археолог притащил плиту, чтобы затем увезти ее, но отчего-то не смог? Ушедшая в землю плита под крыльцом была настолько большой, что вытащить ее вдвоем оказалось не под силу. Лишь через неделю находку извлекли на свет божий, очистили. И тут профессору, по его собственным воспоминаниям, «стало нехорошо». Перед ним лежала одна из тех плит, которые они так долго искали.
Сегодня загадочную плиту можно увидеть в Уфимском музее этнографии и археологии. Высота ее 148 сантиметров, ширина — 106, толщина — 16. Вес — около тонны. Плита трехслойная. Первый слой — основание, серо-зеленого цвета, толщиной 14 сантиметров. Рентгеновский анализ установил, что он изготовлен из специального цемента на основе доломита. Второй слой, толщиной 2 сантиметра, черного цвета, — прочнейшее диопсидовое стекло. На этот слой и нанесено то, что поначалу посчитали рельефным узором. Но как, какими инструментами наносился он? И почему плита белая? Оказалось, потому, что рельеф покрывает третий слой — белый фарфор толщиной 2 миллиметра. Анализ показал, что этот фарфор не похож ни на какой другой фарфор на свете, он — на кальциевой основе, в то время как у всех других видов основа калиевая. Кальциевый фарфор более прочный, а как защитный слой — более надежный.
После тщательного анализа исследователи пришли к выводу, что изготовить что-либо подобное современные технологии не позволяют. Интересно, что прямо напротив плиты работники музея поместили и другой экспонат. Это кыргыс, что в переводе означает «скребок». Нечто вроде деревянного серпа с насечками. Им чистили круп коня, расчесывали гриву. Точно такие кыргысы были и пятьсот, и тысячу лет назад и, возможно, в те незапамятные времена, когда изготовили и эту плиту. Контраст в уровне технологий настолько очевиден, что становится понятным волнение, охватившее профессора при виде плиты. «Вот загадка, — словно бы говорит это противостояние, — неужели вас не волнует ощущение тайны, чего-то необъяснимого? Ведь, возможно, эти две вещи были сделаны в одно и то же время...»
КАРТА МИРА
Далее последовали еще более удивительные открытия. То, что поначалу посчитали , простыми узорами, оказалось... географической картой, рельефным изображением местности около нынешнего города Уфы. Масштаб карты 1:110 ООО, и охватывает она территорию площадью 150x100 километров. Тогда стало понятно, отчего среди «узоров» разбросаны всякие значки и иероглифические надписи. Материалы о чандарской находке были отправлены в Центр исторической картографии, находящийся в штате Висконсин (США). Удивлению американских ученых не было предела. Подобная трехмерная карта могла быть составлена только методом аэрокосмической съемки. Расчеты показали, что при ее составлении съемки проводились с высоты около 300 километров. На каких же машинах облетали Землю и на каких компьютерах вели расчеты создатели загадочной плиты?
Ученые пришли к выводу, что она — лишь малая часть большой карты мира. Всего же таких фрагментов должно быть 1 224 025. То есть 355, помноженное на 355. Именно столько плит при данном масштабе укладывается по экватору. Но как создавали такую огромную карту? Где-то в одном месте всю сразу, а потом фрагменты развозили на места или каждая часть была изготовлена «у себя дома»?
Вскоре группе российских и китайских специалистов удалось установить, что таким, каким он был изображен на плите, рельеф Уфимской возвышенности был 5 миллионов лет назад! Но какие же сверхмощные компьютеры понадобились для того, чтобы скартографировать рельеф, смещенный во времени? И ради чего?
Вскоре радиоуглеродный анализ показал: возраст плиты — от трех до сорока тысяч лет, но никак не 5 миллионов. Можно лишь предположить, что это копия с какой-то более древней карты, оставленной кем-то как завещание.
КАМОРКА ПОД ЛЕСТНИЦЕИ
Вот так и получается: ищешь Индию, найдешь Америку. Искали следы китайских переселенцев, а нашли осколок неведомой древней цивилизации. Но что же это за неведомая нам страна? «Китайский след» пока что никуда не привел. Фарфор, который покрывает рельеф, в Китае никогда не производился. Расшифровать иероглифы также не удалось, с наскальными иероглифами языка цзягувэнь они не имеют ничего общего. Пока что история с загадочной плитой напоминает сказку про золотой ключик. Однако Буратино был упорный малый и в конце концов нашел дверь, которую этот ключик открывал. Возможно, искомая высокотехнологичная цивилизация тоже каким-то образом оказалась на обочине развития человечества, так сказать, в каморке под лестницей...
Если бы чандарскую плиту нашли в египетской пустыне или на полуострове Юкатан, где сама земля из-под наслоений многих цивилизаций дышит загадкой, ее приняли бы безоговорочно. И признали: да, тут секрет, наследие неведомых предков. Или даже пришельцев. Но Урал? Да, здесь жили скифы, гунны, половцы, побывали десятки других народов. Но таких загадок, которые взволновали бы человечество, увы, не оставили. Так, обычные осколки былой материальной культуры вроде кыргыса.
Наверное, если бы эта карта была вырезана на дереве или нарисована на листе бумаги, профессора Чувырова прежде всего обвинили бы в подделке. Остается одно, но бесспорное доказательство чуда — изготовить что-либо подобное не позволяют даже современные технологии.
(с) Сергей Бородин