В России очередной бум коворкингов и антикафе — форматов, которые пытаются конкурировать с домом и офисом за право стать главным пространством для учебы, работы и деловых встреч. успешной монетизацией могут похвастаться лишь единицы заведений. и тем не менее в поисках рецептов повышения рентабельности владельцы «третьих мест» уже вовсю масштабируют свои проекты на региональные и международные рынки.
Первое место — это дом: здесь вы живете, спите и храните свои вещи. Второе место — работа: здесь вы проводите максимум своего времени. Третье место, если следовать теории американского социолога Рэя Ольденбурга, предложенной в 1989 году, — это любое пространство вне первых двух, где люди собираются, общаются и обмениваются мнениями. «Идея не нова, «третьи места» неформально существовали всегда, — считает Иван Митин, основатель сети свободных пространств «Циферблат». — В Багдаде роль такового играют парикмахерские, куда мужчины приходят поболтать и обсудить новости. В Москве им может быть магазин музыкальных инструментов или книжный, городской парк, библиотека, даже прачечная».