среда, 26 ноября 2014 г.

Книжные новинки ноября

Екатерина Казакова, Алёна Харитонова. Жнецы страданий

Ночь опасна, это время Ходящих: оборотней, кровососов, непогребённых покойников. Оградить от них людской род способны только Осенённые, люди, что наделены особым Даром. Каждую весну наставники Осенённых объезжают города и веси в поисках тех, кто имеет магические способности, годные для оттачивания в стенах Цитадели. На сей раз в числе новичков оказались чуть-чуть не дождавшаяся сватов Лесана, ученица знахарки Айлиша и хлебопёк Тамир...

Цитадель - не Хогвартс, и обучают здесь вовсе не светлых волшебников. Тяжёлые тренировки, телесные наказания, отсутствие развлечений - всё направлено на то, чтобы вырастить хладнокровных убийц, не ведающих человеческих слабостей, готовых навеки упокоить даже близкого друга или родича, ставшего Ходящим.

Однако в романе, вопреки ожиданиям, не найти кровавых поединков с нечистью а-ля «Блэйд». В фокусе внимания - трансформация главных героев, их весьма правдоподобно описанное преображение из наивных сельских детей в уверенных в себе бойцов. Нет здесь и чёткого разделения на «плохих» и «хороших». Ходящие, поначалу воспринимаемые как абсолютное, нечеловеческое Зло, на поверку оказываются довольно разнородными, - и Осенённые, которые уничтожают нечисть без разбора и жалости, уже не кажутся абсолютно правыми.

У каждого здесь своя правда. Герои не раз сталкиваются со сложным моральным выбором, конфликтом между долгом и собственным разумением. Роман весьма реалистичен и в описаниях - как в скупых, но ёмких изображениях локаций и персонажей, так и в натуралистичных эпизодах, происходящих в местном аналоге анатомического театра.


Но, вопреки реализму и жёсткости, книга порой напоминает... женский роман. Несмотря на строгость царящих в Цитадели порядков, практически все основные персонажи книги оказываются связаны друг с другом любовными узами. Есть в романе и пара-тройка постельных сцен, иные из которых имеют довольно ощутимые последствия для сюжета. Однако в целом эта нить не выбивается из общего полотна книги: жаркие объятия любовников словно оттеняют общую холодность здешнего мира.

Жестокая, но вполне человечная история о будущих охотниках на нечисть. Яркая книга — и это только первая часть трилогии!



Мира Дэй. Мистер Вуду и дни недели

В одном из домов на окраине Нового Орлеана живёт семья: Старая Миссис Вуду, Мистер Вуду и Маленький Мистер Вуду, а также котёнок, щенок и таракан. На первый взгляд члены этой семьи ничем не отличаются от соседей: ходят на прогулки и по магазинам, опасаются генеральной уборки, любят праздники и едят лимонный пирог. Но если приглядеться повнимательнее...

Когда устаёшь от эпических сражений, от кораблей, бороздящих просторы вселенной, и от бессмертных героев, хочется фантастики обыденной, почти на грани с реализмом. Хочется почитать про таких персонажей, которые могли бы жить на соседней улице, про магию, вплетённую в повседневность, про бытовые мелочи, которые можно счесть как случайностями, так и знаками свыше. Мира Дэй написала именно такую фантастику - тонкую и ненавязчивую.

«Мистер Вуду и дни недели» - это поэтичная, причудливая, неторопливо рассказанная история о почти обычном человеке. У него есть потёртый чёрный цилиндр, смешные привычки, добрая улыбка и страх перед соцработниками. Он обожает курить, сидя на крыльце, гулять по городу и делать куколки — чтобы воткнуть в них иголки, не иначе. Наверно, можно сказать, что это сам дух Нового Орлеана, который заблудился в круговерти дней, притерпелся к современной жизни без магии и живёт себе, неторопливо любуясь по утрам на поливальные машины и солнце в стёклах высоток.

Книга эта похожа на бабушкину шкатулку: только откроешь - на тебя посыплются приметы и присказки, забавные домыслы, нелепости, рассказанные с серьёзным лицом... Они складываются в единую разноцветную мозаику, но при этом остаётся достаточно места для того, чтобы читатель мог придумать свою версию происходящего. Правда, иногда недосказанности слишком много — некоторые ружья, забытые автором, в итоге так и не стреляют. Читателю следует быть внимательным, чтобы не заплутать в деталях и мелочах.

Казалось бы, подобные «лоскутные» книжки можно читать с любого места, однако в этом тексте лучше идти по порядку, так как в финале сюжет делает неожиданный поворот и отдельные очерки и истории складываются в единую картину. И приходится кардинально переосмысливать прочитанное...

Сборник «повседневных сказок на ночь», литературный концентрат доброты и уюта.



Ирина Молчанова. Дорога в небо

Обычные дети Руслан и Даша, отдыхая на даче, случайно попадают в неведомую страну, где правит жестокая принцесса с каменным сердцем, заставляющая зверей ходить на двух ногах. В надежде вернуться домой герои отправляются на поиски Волшебницы страны Восходящего солнца, которая, по слухам, сможет им помочь. Но всё идёт не так, как планировалось...

Хорошая сказка сейчас жанр вымирающий. Книжные полки наводняют стереотипные истории об «избранных», а чисто сказочной детской литературе уделяется всё меньше внимания. Правда, назвать «Дорогу в небо» романом для детей язык не у всякого повернётся. Ведь в книге Молчановой можно встретить и смерть, и жестокость, и даже одну обнажённую принцессу. Впрочем, неоднозначные сказочные истории Филипа Пулмана и Клайва Льюиса убедительно доказали: детям можно рассказывать о том, что в жизни встречаются довольно неприглядные вещи и добро далеко не всегда побеждает зло.

Самое большое достижение автора - это герои. Почти все решения Руслана и Даши кажутся логичными и обоснованными - именно это делает главных героев такими живыми. А ещё в романе множество симпатичных второстепенных персонажей, от динозавров до Бабы Яги. Немало и приключений, и путешествий. Вместе с протагонистами читатель успевает побывать в пещерах гномов, погостить у сварливых лесных эльфов и познакомиться со странными морскими существами - иониками. Несмотря на то, что мифология романа представляет собой сборную солянку, автору удаётся гармонично сочетать разнообразные элементы чужих вселенных, перемешивая их со своими собственными выдумками.

Книга не станет прорывом в жанре, но вполне способна рассказать как маленькому, так и более взрослому читателю много интересного: дети получат удовольствие от увлекательной истории, а взрослые, может быть, обретут возможность узнать, каким видит сложный мир взаимоотношений между людьми обычный ребёнок.

Добрая и немного грустная история о приключениях двух детей в удивительном магическом мире. Можно смело порекомендовать как детям, так и их родителям.



Обыденный дозор. Лучшая фантастика 2015

Великие маги из ночного дозора и Адольф Гитлер, практикующий некромантию в джунглях Латинской Америки, странные дети, готовые учинить массовый геноцид, и непреходящее безумие нашего мира - всё это ждёт читателей на страницах антологии с многообещающим подзаголовком «Лучшая фантастика 2015».

В 2013 году издательство ACT возродило давнюю традицию выпуска ежегодных антологий фантастики. Сборник «Новогодний дозор. Лучшая фантастика 2014» состоял практически из одних хитов — пусть и не первой свежести, успевших засветиться на авторских сайтах и конкурсных площадках. Увы, с ежегодниками есть одна проблема: единожды задрав планку, трудно удерживать её постоянно, год за годом. Неизбежно приходится разбавлять резонансные тексты менее ударными - просто ради сохранения периодичности. Кроме того, у любого издательства есть свой пул хорошо продающихся авторов - представить их на страницах ежегодной антологии требуют соображения корпоративной солидарности. В «Обыденном дозоре» демоверсия нового романа Сергея Лукьяненко из цикла о Дозорах (фрагмент, который обрывается «на самом интересном месте») соседствует с печальными сатирами Евгения Лукина («Они тебя защитят») и Леонида Каганова («Когда меня отпустит»), фэнтези Святослава Логинова («Дар любви») - с трэшевым ужастиком Юлии Зонис («Игра в гольф на крикетном поле»: уж не пародия ли это на «латиноамериканские» истории Карины Шаинян?)... Всё это «гвозди», произведения, которые предсказуемо привлекут внимание, даже если автор до уровня лучших своих вещей не дотянул. Но что можно сказать, например, о «Чёрных кораблях» Виктора Дубчека? Ну, рассказ. Не бездарный, не графоманское лопотание, грамотно выстроенный, с ударной, хотя и предсказуемой концовкой. Может быть, слегка затянутый и суховатый. Но в целом - вполне тривиальный. И таких в сборнике треть, если не больше. Увы, «Новогоднему дозору» «Обыденный...» проигрывает всухую - в полном соответствии с названием.

Сборник не хуже и не лучше многих других — в последние годы у нас таких выходило немало. Подзаголовок «Лучшая фантастика 2015» целиком и полностью остаётся на совести издательских маркетологов.



Мариам Петросян. Сказка про собаку, которая умела летать

В этом городе никогда не случалось ничего из ряда вон выходящего. Исторические бури, о которых пишут в учебниках и путеводителях, всегда обходили его стороной. Горожанам бы радоваться, счастливчикам, а не комплексовать... Но всё меняется, когда мальчик Топ находит в овраге некое ароматное вещество, которое ушлые домохозяйки решают использовать в качестве экзотической приправы.

В 2009 году армянская художница Мариам Петросян взорвала читателям мозг романом «Дом, в котором...» - романом чудесным, удивительным, не вписывающимся ни в какие рамки. В многочисленных интервью на вопрос журналистов «Над чем вы сейчас работаете?» Петросян отвечала однообразно: ни над чем. Успешно дебютировав, она планировала распрощаться с литературой навсегда. И вот - не удержалась... «Сказка про собаку, которая умела летать», как и «Дом...», совсем не то, чем кажется на первый взгляд. Фантастическую историю о маленьком, никому не известном городке, где внезапно завёлся гигантский летающий щенок, можно назвать сказкой — но уж всяко не «для младшего школьного возраста» (именно этой аудитории адресованы иллюстрации Наиры Мурадян). И уж точно это не добрая сказка - учитывая шокирующую кульминацию. Скорее это притча о том, что бывает, когда сбывается давняя заветная мечта большой группы людей. Жители городка давно и страстно мечтали прославить своё захолустье на весь свет — и получили разом два чуда: добродушного крылатого пса размером с годовалого телёнка и чудесную ароматную приправу, благоухающую цветами и мёдом. Только вот никому не пришло в голову поискать связь между первым и вторым. В результате мечтатели наелись этой самой «приправы» до отвала - и, в общем, по заслугам, ведь никто их силой не тянул.

Не думал, что скажу такое, но уж лучше бы Мариам Петросян сдержала слово, данное пять лет назад. Поклонники «Дома...» избежали бы разочарования, а дети, которым попала в руки «Сказка...», — ряда крайне неприятных впечатлений.



Джеймс Кори. Врата Абаддона

Протомолекула, детище инопланетного разума, создала на орбите Урана космический портал. К загадочному кольцу устремляются корабли со всех миров, населённых человечеством, в том числе и «Росинант», открывший протомолекулу. Но капитан Холден и его команда нажили немало врагов, и один из них полон решимости отомстить.

«Пробуждение Левиафана», первый том цикла «Пространство», сочетало фантастический детектив и ужасы, второй, «Война Калибана», был почти чистокровным политическим триллером. Во «Вратах Абаддона» Кори остался верен себе: жанр и стиль вновь изменились.

В основе своей это роман-катастрофа: флот, пройдя сквозь портал, оказывается в смертельной ловушке. Отчаянная борьба экипажей кораблей за выживание не менее увлекательна, чем детективные расследования и политические интриги. Но сюжет не сводится к выживанию в негостеприимной среде. Другой ключевой темой стало столкновение с неведомым. Автор здорово воссоздаёт ощущение неожиданности, правда, к сожалению, только ставит перед читателем вопросы, не давая никаких ответов. Наконец, «Врата Аббадона» ещё и захватывающий роман о мести, эдакий космический «Граф Монте-Кристо».

Не изменил Кори и другому своему правилу - в каждом томе вводить новых героев-рассказчиков. Во «Вратах Абаддона» их аж трое. Компанию Холдену, появлявшемуся во всех книгах цикла, составили священница Аннушка Воловодова, специалист по безопасности Бык и загадочная девушка Мелбой, у которой есть свои счёты с капитаном «Росинанта». К сожалению, интересным и сложным персонажем получилась только Мелбой. История её вендетты по-настоящему захватывает. А вот Бык и Аннушка нужны автору, кажется, только как «корреспонденты» с места действия. В их главах темп повествования заметно провисает.

Каждая новая книга цикла пока что заметно отличается от предыдущих, и готовность к эксперачентам внушает уважение. Но из-за пары блёклых героев результат на сей раз не дотянул до уровня ожиданий, заданного предыдущими романами.



Фантастические создания

Тематическая антология, составленная Нилом Гейманом и Марией Хэдли, посвящена чудовищам, по большей части мифологическим и сказочным. Но не только: среди «фантастических созданий», которым отданы на откуп эти страницы, затесались и боги, и леди Смерть, и даже один красный французский гоночный велосипед.

«Фантастические создания» - книга-разочарование. Сборник открывается унылыми рассказами с тривиальным, до дыр затёртым месседжем: человек - самый страшный, самый отвратительный из всех монстров, мифологические чудовища ему в подмётки не годятся. Писательницы-феминистки (Мария Хэдли в «Подвижном чудовище», Нало Хопкинсон в «Улыбке на лице») смакуют, как их героини при помощи сверхъестественных созданий изобретательно наказывают «мужских шовинистических свиней» и утверждают свою гендерную независимость - такой поворот тоже вряд ли можно назвать особо оригинальным. Сам Нил Гейман отделался изящной безделушкой «Жар-птица», рассказом забавным, но для писателя такого уровня вполне проходным. Что-то живое, небанальное обнаруживается только в новеллах, стоящих на грани абсурда, там, где «фантастические создания» отступают на задний план. Чем выше градус весёлого безумия, тем увлекательнее чтение: «Проходите, леди Смерть» Питера Бигла, «Призматика» Сэмюэля Дилэни, «И устрицами полные моря» Аврама Дэвидсона, «Какадукан» Эдит Несбит... Но все эти тексты, написанные в легко узнаваемой сказочной стилистике («в неком царстве-государстве... в далёкой-далёкой галактике...»), принадлежат перу классиков. Рассказ Несбит так и вовсе был опубликован на рубеже XIX и XX веков. А что же современники - именитые, титулованные, отмеченные высшими жанровыми наградами? Боюсь, о них лучше всего сказал в предисловии сам Гейман: «окаменевшие скелеты динозавров и пыльные странные животные в стеклянных витринах. не очень похожие на настоящих». Точная характеристика - хотя составитель, разумеется, имел в виду нечто совершенно иное.

Увы, писательский дар далеко не всегда сочетается с талантом редактора-составителя. Антология «Фантастические создания» убедительно это подтверждает.



Доктор Кто. Сказания Трензалора

У жителей посёлка Рождество на планете Трензалор нет особых забот. Главное - вовремя заметить инопланетных врагов. А дальше всё по накатанной схеме: Доктор изучит противника «в лицо» и придумает безотказный способ с ним справиться.

Прежде чем рассуждать о достоинствах и недостатках этой книги, стоит сразу отметить: скорее всего, она будет интересна только фанатам знаменитого британского сериала. А у читателя, не знакомого со вселенной Доктора Кто, текст вызовет слишком много вопросов. Зачем главному герою сидеть на богом забытой планетке? Кто он? Каковы мотивы его решений и поступков?.. Читатель не дождётся объяснений - разве что очень пафосное предисловие поведает, что герой обладает Великой Миссией.

Впрочем, жанр сказки не требует проработанного бэкграунда. Нужен лишь зачин, повод для Доктора проявить смекалку и обвести врагов вокруг пальца. И так четыре раза подряд - на протяжении четырёх повестей Джастина Ричардса, Джорджа Манна, Пола Финча, Марка Морриса. Общий тон повествования выдержан в антологии настолько хорошо, что нельзя не отметить: авторы, составитель и переводчик постарались на славу. Единство места, времени, персонажа и деталей просто идеальное, ничего не выбивается из общей канвы. И от фигуры Доктора ничто не отвлекает, ибо второстепенные персонажи обладают сомнительной степенью индивидуальности, отличаясь друг от друга примерно как один снежный сугроб от другого.

Язык антологии предельно прост, каких-то изысков и открытий ждать не стоит. Сюжет сначала держит в напряжении и кажется довольно интересным, однако, когда одна и та же схема повторяется вновь и вновь, уже с трудом сдерживаешь зевоту.

Собственно, по итогам прочтения главный вопрос возникает не к тексту, а к издательству: почему для перевода и печати был выбран именно этот сборник, в то время как существуют гораздо более оригинальные произведения, которые могли бы не только потешить фанатов сериала, но и обеспечить ему новых зрителей.

Чтение на один раз, желательно у камина в преддверии Рождества, фанатам «Доктора Кто» может понравиться, остальных, скорее всего, оставит в недоумении.



Алисон Ноэль. Искатели душ. Книга первая. Зачарованные

Школьницу Дайру Лайонс посещают странные видения о светящихся людях и отрубленных головах. Врачи решают, что Дайра сошла с ума, но внезапно в жизни девушки появляется бабушка Палома Сантос, мать её давно погибшего отца. Вместе с бабулей Дайра отправляется в маленький городок Очарование, где девушке предстоит постичь своё истинное предназначение...

Открывая очередную книгу о подростке, который стал Избранным или обрёл суперспособности, не ожидаешь увидеть ничего оригинального. Но и среди типового фэнтези для подростков находятся книги, способные удивить. Основные отличия романа Ноэль от прочих представителей жанра - невероятно живописные локации и незаезженная система магии. Действие происходит в крохотном местечке Очарование, затерянном в штате Нью-Мексико. Автор живо передаёт местный колорит - особенно яркими получились аборигены, живущие в глиняных ломиках посреди пустыни.

Оказавшись в глуши, Дайра поначалу бунтует, как бунтовал бы любой подросток на её месте. Но со временем девушка начинает меняться и взрослеть. Ноэль мастерски показывает постепенное превращение Дайры из несмышлёной девочки в сильную молодую женщину.

Антагонистами в романе служат династия шаманов Эль Койот и семья Рихтеров, выступающие против клана Искателей, к которым принадлежит Дайра. Однако героине чаще приходится бороться со своими внутренними страхами, нежели с реальным врагом. Много страниц посвящено духовным путешествиям Дайры в так называемом Нижнем мире, где обитают священные животные и зловещая Повелительница костей. Нетипичная магия - явная удача книги. На фоне стандартных историй о демонах. вампирах и прочей европейской нечисти обращение к шаманизму североамериканских индейцев кажется оригинальным и свежим ходом.

Увы, автор не избежала штампов: текст завален Великими Пророчествами об Избранной и нехитрыми перипетиями Запретной Любви между Дайрой и одним из Рихтеров.

Недурная история о шаманах, любви и поиске себя. Но если бы автор избавила текст от банальностей, книга могла бы получиться куда лучше.



Дин Кунц. Невинность

Аддисон Гудхарт живёт в подземном убежище, выбираясь на улицы только по ночам. Иначе нельзя: один его жуткий вид вызывает у людей такую ярость, что те не остановятся и перед убийством. Но однажды судьба сводит его с юной девушкой, которой угрожает страшная опасность. Чтобы выжить, красавице и чудовищу придётся объединить усилия.

Стивена Кинга принято считать плодовитым автором, но в сравнении с иными коллегами он сущий котёнок: за пятьдесят без малого лет карьеры Дин Кунц выдал на-гора сто с лишним романов, не брезгуя и малой прозой. В последние годы писатель трудился в основном над сериалами и циклами, которые принесли ему даже больший успех, чем всё созданное ранее. Роман «Невинность» стоит особняком среди «Франкештейнов» и «странных Томасов», но в прочих отношениях так же типичен, как лужайка перед домом среднего американца.

В первой трети книга сулит немало: мир большого города, увиденный глазами одинокого изгоя, чарует и затягивает. Однако вскоре на сцену выходит опереточный злодей, который так и не находит, чем бы себя занять, - не считая, конечно же, пары-тройки показательных убийств. Сюжет разжижается бесчисленными экскурсами в прошлое, где событий оказывается ничуть не больше, чем в настоящем, а главный герой не столько реагирует на происходящее вокруг, сколько предаётся воспоминаниям. Как и нам, ему остаётся лишь следовать за более решительной, но не слишком харизматичной героиней. При этом через каждые несколько глав автор вводит в повествование новый сюжетный элемент - тут и загадочные существа из иного мира, и зловещие марионетки, и удивительная маленькая девочка, и немного криминала, а напоследок и наивные библейские мотивы. Второстепенные персонажи появляются, чтобы тут же уйти в расход. Финал застаёт и читателей, и героев врасплох, но в итоге лишь высвечивает принципиальную ненужность почти всего, что ему предшествовало. В этом смысле рассказ «Дикое место», идущий приложением к роману, смотрится намного выигрышней.

Увы, невинность ещё не означает оригинальности и цельности. А об оригинальности Дин Кунц, к сожалению, давно подзабыл — человеку не до творчества, он свой банковский счёт пополняет.



Ками Гарсия. Легион. Непобедимые

Семнадцатилетняя Кеннеди встречает на кладбище призрака, что явно не к добру: сразу после этого умирает её мать, а потом кто-то пытается убить и саму девушку. Её спасают близнецы Локхарты, которые и объясняют Кеннеди, что погибшая мама входила в тайное общество Легион, призванное защитить мир от древнего демона и его подручных. Легион, в ряды которого вступает Кеннеди, отправляется на поиски единственного оружия, способного уничтожить врага...

С первой же страницы становится понятно, что это очередная совершенно типичная история про американскую девочку из маленького городка, столкнувшуюся с Неведомым. Характерные для всех этих героинь проблемы в школе, комплекс неполноценности, несчастная любовь... а потом происходит нечто внезапное — и жизнь переворачивается навсегда.

В новой жизни есть очень тайное общество, состоящее из пяти подростков, охота за привидениями и поиск артефакта, предназначенного для уничтожения демонов. Не обошлось и без зловещего ордена иллюминатов, который вместе с тамплиерами ответственен за всё мировое зло, двух безумно красивых братьев-близнецов, влюблённых в героиню, и попыток Легиона симулировать обычную тинейджерскую жизнь в перерывах между убийством духов.

Несмотря на крайнюю неоригинальность, роман ладно скроен и читается довольно интересно, здесь нет никаких провисаний сюжета и лишних отступлений. Язык вполне пристоен, даже без скидок на жанр. Есть и кое-какие симпатичные авторские находки. Ну а главное достоинство текста - финал, который оказывается совершенно неожиданным.

Так что любителям жанра можно порекомендовать книгу от всей души — ведь это отличный образец подобных историй, неплохо написанный и чётко предназначенный для совершенно определённой целевой аудитории.

Милое и бодрое фэнтези для девочек-подростков. Спасение мира на фоне девичьих терзаний, страшные мистические тайны, теория заговора и прочие неотъемлемые элементы жанра на месте, но кое-что новенькое тоже найдётся.