среда, 27 ноября 2013 г.

Стивен Р. Кови. Самое важное

Ответственность за собственный успех или провал, осуществление мечты или потерю почвы под ногами зачастую лежит только на нас самих. Все, что случается с нами, - следствие наших поступков и образа мыслей. Правильное отношение к той или иной ситуации, которому учит книга Стивена Кови, помогает сделать жизненные трудности преодолимыми, а их негативные последствия минимальными. 

Почему книга достойна прочтения?
- Набор предлагаемых автором этических принципов позволяет разработать четкий алгоритм действий, чтобы направить жизнь в правильное русло. 
- Многие истории дают возможность взглянуть на себя со стороны, понять свои поведенческие ошибки и научиться их не повторять. 
- Книга не имеет возрастных, гендерных, этнических и иных ограничений. Ее тексты лаконичны и просты, но в этой кажущейся простоте кроется великая мудрость бесконфликтного существования в социуме, которой делится с читателями доктор Кови. 

Отрывок из книги:

В этой книге заключена концентрированная мудрость одного из великих учителей нашего времени — доктора Стивена Кови. В юношеские годы Кови ждало место в семейном гостиничном бизнесе, но этот путь оказался не для него. Он видел свою миссию в другом: в том, чтобы быть учителем, посвящая свою жизнь высвобождению человеческого потенциала. «Каждый из нас ценен тем, — писал Кови, — что одарен огромным, почти безграничным потенциалом и возможностями».


Следуя своей цели, Кови окончил Гарвард, стал профессором университета, а затем расширил свой круг влияния, давая консультации бизнесменам и государственным лидерам. В 1989 г., когда вышла в свет книга «Семь навыков высокоэффективных людей», признанная многими самой значительной книгой нашего времени, доктор Кови обрел влияние мирового масштаба. Это и другие его произведения можно найти в домашних и офисных библиотеках буквально по всему свету.

Не только преподавательская деятельность, но и вся жизнь Стивена Кови напоминают нам о силе принципов. Он никогда не интересовался быстрой наживой и не гнался за славой. Его страстью было стремление сформулировать и донести до людей незыблемые и нестареющие истины жизни, необходимые как для профессионального успеха, так и для глубокой личной удовлетворенности. Как подтверждают многочисленные друзья, родные и студенты доктора Кови, он сам всю жизнь неуклонно им следовал.

Истории и цитаты, сгруппированные в соответствии с ясными жизненными принципами, такими как честность, баланс, видение и любовь, преподнесенные в легкой, доступной форме, учат нас этим принципам.

Уйдя из жизни, доктор Кови оставил нам свое вечное учение о том, что истина есть истина и она не требует доказательств, что нельзя жить без убеждений и ждать, что мир подстроится под тебя, а также о том, что наша жизнь — это сокровище, которое мы можем бездарно растратить или же инвестировать в величие.


Эта коллекция — собрание цитат из различных книг и статей. Цифры в скобках в конце каждого фрагмента указывают на первоисточники, приведенные в конце книги.


ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Мой семилетний сын Стивен вызвался ухаживать за нашим двориком.

— Посмотри, сынок, — сказал я. — Видишь, какой зеленый и чистый двор у нашего соседа? Вот что нам нужно: зеленый и чистый. А теперь посмотри на наш дворик: видишь эту мешанину цветов? Это не то — он совсем не зеленый. Зеленый и чистый — вот какой двор нам нужен.

Две недели, два слова — зеленый и чистый. Это было в субботу. И он ничего не сделал. Воскресенье — снова ничего. Понедельник... Ничего. Во вторник, выруливая от дома, чтобы ехать на работу, я взглянул на желтеющий, замусоренный двор и на поднимающееся над ним жаркое июльское солнце.

Это было неприемлемо. Я был расстроен и разочарован поведением сына. Я был готов вернуться к прежней системе мелких поручений. Но что бы тогда стало с его внутренней ответственностью?

Так что я изобразил улыбку:

— Привет, сын, как дела?

— Прекрасно, — ответил он.

Я прикусил язык и стал ждать окончания ужина. Затем я сказал:

— Сынок, давай-ка сделаем, как договорились. Вместе пройдемся по дворику, и ты сможешь показать мне, как идут дела в твоем хозяйстве.

Когда мы вышли за дверь, его подбородок начал дрожать. Глаза наполнились слезами, и к тому моменту, когда мы дошли до середины двора, он уже всхлипывал.

— Это так трудно, папа!

«Что тут трудного? — подумал я про себя. — Ты ведь ничегошеньки не сделал». Но на самом деле я знал, что трудно: управлять собой, контролировать себя. Поэтому я сказал:

— Я могу как-то помочь?

— Ты правда поможешь? — всхлипнул сын.

— А каким было наше соглашение?

— Ты сказал, что поможешь, если у тебя будет время.

— У меня есть время.

Тогда Стивен побежал в дом и вернулся с двумя мешками.

— Ты соберешь вот это? — он показал на мусор, оставшийся после субботнего барбекю. — Меня от этого тошнит!

Я так и сделал. Я делал в точности то, что он мне говорил. И тогда-то он и подписал соглашение — подписал его в своем сердце. Теперь это был его дворик — его зона ответственности.

В то лето Стивен просил о помощи еще два или три раза. Он заботился об этом дворе. Он сделал его более зеленым и более чистым, чем тот был, когда я сам за ним ухаживал. (7)


Ответственность порождает способности. (3)

Всех нас волнуют вещи, которые находятся за пределами нашего круга влияния, и это естественно. Но самый главный способ получить над ними контроль — расширить круг нашего влияния. (4)

Напоминая людям об ответственности, вы не унижаете их, а оказываете им поддержку. (7)

Одно дело — совершить ошибку, и совершенно другое — не признать ее. Люди простят ошибку, ведь ошибки обычно идут от ума, поскольку являются следствием неверных суждений. Но людям трудно простить ошибки, идущие от сердца: от злого умысла, от нехороших побуждений, от гордыни, мешающей признать свой промах. (7)

Никогда не говорите «обещаю», если не готовы заплатить за выполнение обещания полную цену, какой бы она ни была. (8)

Ничто не разрушает доверие так быстро, как данное и не выполненное обещание. С другой стороны, ничто так не укрепляет доверие, как выполнение обещаний. (8)

Ограждая людей от естественных условий, вы учите их безответственности. (4)

Причина почти всех трудностей, возникающих в отношениях, кроется в противоречивости или неопределенности ожиданий, связанных с ролями и целями. (7)

Принцип ответственности — это принцип сосредоточенности на своем круге влияния, на своем предназначении, каким бы оно ни было. Вы так сфокусированы на своих задачах, что стремитесь их расширить — сделать больше, чем от вас ожидают, извлечь из них больше, чем в них содержалось раньше. Например, как муж вы сосредоточены на том, чтобы быть достойным примером своим детям, а также надежным и понимающим другом и партнером своей жене. (4)

Чтобы улучшить ситуацию, вы должны улучшиться сами. Чтобы изменить жену, вы сами должны измениться. Чтобы поменять отношение мужа, нужно изменить свое отношение. Для завоевания большей свободы вам придется быть более ответственным и воспитывать в себе дисциплину. (4)

Чтобы воспитать послушных детей, нам с вами нужно быть такими родителями, которые сами послушны определенным законам и принципам. (4)

Чтобы восстановить разрушенные отношения, мы должны в первую очередь заглянуть в собственные сердца и найти там нашу собственную ответственность и наши собственные ошибки. Легко стоять в сторонке и указывать на слабости других, но такое поведение только подпитывает нашу гордость и помогает оправдывать самих себя. (4)

Мы не есть наши чувства. Мы не есть наши настроения. Мы даже не есть наши мысли. Сам факт того, что мы способны думать о таких вещах, отделяет нас и от них, и от мира животных. Самосознание побуждает нас оценивать даже то, как мы видим самих себя. (7)

Без вовлеченности нет приверженности. Выделите эту фразу, поставьте звездочку, обведите ее, подчеркните. Без вовлеченности нет приверженности. (7)


ПРИНЦИП БАЛАНСА

Представьте, что в лесу вы наткнулись на человека, который с ожесточением пилит дерево.

— Что это вы делаете? — интересуетесь вы.

— Сами, что ли, не видите? — следует нетерпеливый ответ. — Я пилю дерево.

— Вы выглядите очень уставшим! — сочувствуете вы. — Давно пилите?

— Да уже больше пяти часов, — отвечает человек. — Еле на ногах стою. Нелегкая это работа!

— Так почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? — советуете вы. — Уверен, работа пойдет гораздо быстрее.

— Нет у меня времени пилу затачивать, — восклицает человек. — Мне пилить надо! (7)


Случалось ли вам быть настолько занятым ездой, чтобы было некогда заправиться? (10)

Многие ли люди жалеют на смертном одре, что мало времени уделяли работе? (1)

Многие люди полагают, что успех в одной области может компенсировать провал в других сферах жизни. Но разве это так? Настоящая эффективность требует баланса. (7)

Суть не в том, чтобы расставить приоритеты для запланированных действий, а в том, чтобы планировать действия с учетом ваших приоритетов. (7)

Бывает время действовать разумом — и бывает время действовать сердцем. (20)

Мы никогда не должны быть настолько заняты пилением, чтобы нельзя было уделить время затачиванию пилы. (3)


ПРИНЦИП ВЫБОРА

Однажды в разгар моего выступления на тему проактивности в зале встала женщина и начала оживленно говорить. Она выглядела очень счастливой.

— Вы представить себе не можете, что со мной произошло! — воскликнула она. — Я работаю сиделкой у самого брюзгливого и самого неблагодарного человека, какого вы только можете себе вообразить. Что бы я ни делала, все ему не так! Хоть бы раз он меня похвалил; я для него вообще ничто! Он без конца пилит меня и во всем, что я делаю, находит изъяны. Этот человек мою жизнь превратил в кошмар, и часто я срываю гнев на своих домашних. Другие сиделки чувствуют то же самое. Мы прямо-таки молимся о том, чтобы от него избавиться.

И тут появляетесь вы и бессовестно заявляете, что, мол, ничто и никто не может причинить мне зла без моего на то согласия и что, дескать, я сама выбрала себе такую несчастную жизнь, — в общем, я никак не могла с этим согласиться. Но я продолжала думать об этом. Я задала себе вопрос: «Есть ли у меня сила, чтобы выбрать свою реакцию?» И когда я наконец осознала, что есть у меня такая сила, когда я, проглотив эту горькую пилюлю, осознала, что сама для себя выбрала такую несчастную жизнь, я одновременно осознала, что могу сделать выбор не быть несчастной! В этот момент я и вскочила с места. Я чувствовала себя так, словно меня выпустили из тюрьмы. И мне захотелось всему миру прокричать: «Я свободна! Я вырвалась из заточения! Никогда больше не позволю, чтобы отношение ко мне других людей управляло моей жизнью». (7)


Каждый из нас является стражем врат перемен, которые могут быть открыты только изнутри. (7)

Каждый человек наделен четырьмя дарами: самосознанием, совестью, свободной волей и творческим воображением. Они дают нам абсолютную человеческую свободу: силу выбирать, реагировать, меняться. (1)

Счастье, как и несчастье, есть результат проактивного выбора. (7)

Счастье, хотя бы частично, можно определить как плод желания и способности жертвовать тем, что мы хотим сейчас, во имя того, что мы хотим в конечном счете. (7)

Я не являюсь продуктом своих обстоятельств. Я — продукт своих решений. Тем, что я позволяю людям, я учу их, как со мной обращаться. (21)

Если я и в самом деле хочу исправить положение, я буду работать над тем единственным, что мне подвластно, — над самим со-бой.(7)

Между стимулом и реакцией есть промежуток. В этом промежутке заключена наша свобода и право выбора своей реакции. В этом выборе заключены наши развитие и счастье. (8)

Свободная воля — это наша способность действовать. Она дает нам силу выйти за пределы наших парадигм, плыть против течения, переписать наши сценарии.

Свободная воля позволяет нам действовать на основании принципов, а не реагировать на основании эмоций или обстоятельств. (1)

Нам вредит не то, что с нами случается, а наша реакция на то, что с нами случается. (7)

Зажгите спичку, и она спалит здание или осветит темное помещение — по вашему выбору. (21)

На руле огромного корабля есть дополнительный мини-руль, который называется транцевой плитой. Понемногу его поворачивая, можно привести в движение большой руль, и в результате постепенно изменится курс самого судна. Посмотрите на себя как на такую транцевую плиту. С помощью небольших изменений вы начнете влиять на организацию, а затем, возможно, на целую культуру. (3)


Одна из моих любимых историй из Ветхого Завета — это библейская притча об Иосифе, который в юности был продан в рабство собственными братьями. Представляете, как легко было ему предаться жалости к себе, будучи слугой Потифара, зациклиться на слабости своих братьев и поработителей и на всем том, чего у него нет? Но Иосиф был проактивным человеком. И вскоре он уже был управляющим в доме Потифара. Он отвечал за все, что было у Потифара, — настолько высоко было доверие к нему.

Затем настал день, когда Иосиф попал в трудную ситуацию и отказался поступиться своей честью. В результате был несправедливо осужден и брошен в тюрьму на 13 лет. Но и тогда он проявил свою проактивность. Он работал над своим кругом влияния и вскоре уже управлял тюрьмой, а затем и всем египетским народом, став вторым человеком после фараона. (7)


Наше поведение — функция наших решений, а не наших обстоятельств. (7)

Наша речь — очень точный индикатор того, в какой степени мы считаем себя проактивными. Речь реактивных людей отстраняет их от ответственности: «Такой уж я есть. С этим ничего не поделать». (7)

Наша абсолютная свобода заключается в праве и силе решать, как кто-то или что-то вне нас повлияет на нашу жизнь. (21)

Прошлый опыт часто становится цепями для настоящего и будущего. Первое впечатление становится постоянным впечатлением. Привычки пускают корни. Мысленная позиция «Это невозможно сделать» становится самоисполняющимся пророчеством. (4)

Стивен Р. Кови. Самое важноеСтивен Р. Кови. Самое важное