пятница, 1 ноября 2013 г.

Самые холодные дни


12 октября 1972 года самолет «Фэрчайлд-Хиллер» уругвайских авиалинии разбился о скалу на границе между Аргентиной и Чили. В самолете находились 40 пассажиров - уругвайская команда по регби, тренеры, спонсоры и родственники спортсменов - и 5 членов экипажа. Сорокаградусный мороз, колючий снег и нещадные ветра - такой оказалась действительность для 33 оставшихся в живых людей, многие из которых до этого даже не видели снега.

Причиной падения была названа ошибка пилотов. Из-за плохой погоды самолет, летевший на предельно низкой высоте, был ошибочно направлен пилотом на снижение, а когда перед глазами людей расступилась снежная мгла, стало ясно, что столкновения со скалой не избежать. Предпринимать что-либо было уже поздно. Гора «распорола» самолет, многих людей от удара выбросило прямо в креслах из салона и разбросало по поверхности горы. Очнувшимся среди крови и изуродованных тел под звуки собственных стонов пассажирам вскоре предстояло позавидовать семнадцати скончавшимся мгновенно на месте крушения. Этих отчаянных ждал снежный ад на высоте 4000 метров. Путь длиною в два с половиной месяца отделял отчаявшихся людей от катастрофы до спасения, и пройти его до конца смогли только 16 человек. Скалы безжалостно убивали людей одного за другим, выжившие умирали от потери сил, болезней, инфекций.


ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ

У людей не было ни теплой одежды, ни обуви, ни запаса еды, ни лекарств, ни специального снаряжения. Два студента-первокурсника медицинского колледжа на месте оказывали помощь раненым, они находили куски ткани и с помощью них и остатков фюзеляжа мастерили спасательные гамаки и накладывали шины. Остальные пытались из подручных средств соорудить временное жилище и собрать все, что могло хоть как-то обогреть раненых. Из еды были только скудные запасы печенья и шоколада, которые тут же разделили на всех. На десятый день еды не осталось, и каждый стал думать о том, о чем думать было страшно. Первым, кто решился заговорить о необходимости есть тела погибших, был студент-медик Роберто Ганесса. Он убедил остальных в том, что им придется прибегнуть к каннибализму, чтобы выжить. Первыми съели пилотов. По воспоминаниям выжившего спортсмена Нандо Паррадо, начали с экипажа не потому, что они были виноваты в катастрофе, а потому, что никому не хотелось даже думать о том, что вскоре придется есть родственников и друзей. Все погибшие тела, которым вскоре суждено было быть съеденными, принадлежали чьим-то друзьям и родным. Страшно сказать, но это был единственный шанс выжить, и мечтающие о спасении люди не собирались его упускать. В ход пошли осколки стекла: словно ножами ими разделывали мясо с трупов, подсушивали его и ели. По вкусу людское сырое мясо напоминало говядину, его запивали каплями оттаявшей на солнце воды. А в это время власти трех стран развернули обширную спасательную операцию. Но обнаружить пропавший борт в бесконечных Андах было практически невозможно. Белая обшивка самолета слилась с вершиной, а остатки крушения и очаги возгораний в первые же дни были погребены под снегом. Шансы найти кого-то в живых с каждым днем приближались к нулю, и вот на восьмой день после катастрофы было объявлено о прекращении спасательной операции. Первым эту страшную новость по найденному в обломках радиоприемнику услышал Рой Харли. Он не мог поверить своим ушам: перед ним копошились в снегу, собирая из обломков убежища от стихии, десятки его товарищей, и тут же по радио власти на весь мир объявили их мертвыми. Стало ясно, что спасения ждать больше неоткуда. Это был самый страшный момент -узнать, что ты заживо похоронен на этом чертовом снежном плато.

ЛАВИНА И МАЛЕНЬКОЕ ОКНО

Шансов на спасение практически не оставалось, но ответственность за раненых и беспомощных друзей заставляла каждое утро открывать воспаленные веки и вновь копить силы для финального раунда. По воспоминаниям выживших, в тех ледяных горах их связывала самая теплая дружба, забота друг о друге и самое жгучее желание выжить. Но Небесный Арбитр приготовил еще одно суровое испытание для этой кучки несчастных людей. 29 октября люди проснулись в своем убежище от страшного грохота. В тот день на долину с горы сошла лавина. Она унесла жизни еще восьми человек, а оставшихся в живых вместе с трупами погребла в останках самолета. На четвертый день после схождения лавины Нандо Паррадо - самому сильному и крепкому игроку команды -удалось выбить маленькое окошко в кабине пилотов и вызволить пленников на свет. Тогда и стало очевидным, что сидеть на месте больше не было смысла. Нандо Паррадо первым вызвался искать спасение. Он знал, что многие из погибших уже съедены, и на очереди - его погибшие мать и сестра. С самого начала все выжившие договорились не есть женщин, но голод творил с рассудком людей страшные вещи. Этого он представить себе не мог: одно дело есть знакомых, другое дело - мать.

ШОКОЛАД

В спасательную экспедицию решились отправиться четверо: Нандо Паррадо, Роберто Канес-са, Нума Туркатти и Антонио Визинтин. Однако Туркатти не дожил до похода, погибнув от заражения крови. Оставшиеся в лагере отдали троим вызвавшимся в поход теплую одежду и максимально возможный запас мяса, чтобы увеличить их шансы на успех и свои - на спасение. Судьба решила усложнить правила «игры»: всего в 16 километрах на восток от места крушении все это время жили люди в небольшой аргентинской деревушке, даже не подозревая о чудовищном матче со смертью, который разворачивался недалеко от их жилищ. Но путники выбрали путь к спасению в противоположном направлении, ведь у них не было ни карт, ни навигационного оборудования.В первые же дни экспедиции тройка нашла хвостовую часть самолета с багажом. Шоколад, сигареты и чистая одежда помогли путешественникам собраться с силами, и было решено попробовать дотащить найденные аккумуляторы до места крушения, чтобы подать сигнал SOS. Однако зарядные устройства оказались неподъемными для людей, обессиливших за месяцы борьбы за жизнь. Тогда они вернулись в кабину пилотов за рацией, принесли ее к аккумуляторам, но и тут их ждало разочарование: системы самолета используют переменный ток, а батареи в хвостовой части выдавали постоянный.

СПАСИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

Тогда стало ясно, что, кроме перехода к Чили через горы, пути к спасению нет. Что такое заснеженный десятидневный переход по горам даже для здорового подготовленного и экипированного спортсмена, понятно каждому: нехватка сил и кислорода, снежная слепота, колючий ветер в лицо и холод, который ты чувствуешь каждой клеточкой своего тела каждую минуту. И все это предстояло выдержать трем измученным полутрупам в лохмотьях. Но шансов дойти до конца у них было неизмеримо больше, ведь они совершали свой переход не за какой-то почетный флагшток со своим именем на вершине, а за самый ценный приз на свете - свою жизнь. Чтобы не околеть в ледяной ночной холод, Карлитос Паэс, которого мать научила шить в детстве, сшил для походников спальный мешок из кусков ткани из обивки кресел самолета. Эти несколько метров ткани спасли жизнь всем оставшимся, ведь по ночам в горах стоял такой холод, что наутро люди не чувствовали своих рук и ног даже в спальном мешке.

В ходе экспедиции Визинтин вернулся на место стоянки, чтобы успокоить оставшихся, ведь поход занял больше времени, чем рассчитывали. Роберто Канесса по дороге заболел дизентерией, но друзья решили не останавливаться, ведь терять им было уже нечего. Они знали, что лучше умрут, до последнего сражаясь за спасение, чем сдадутся и вернутся ни с чем к товарищам в лагерь.

ИСПУГАТЬ И ВЫЖИТЬ

Когда на пути спасавшихся показались первые следы деятельности человека, двое смелых чуть не сошли с ума от радости: никогда и ничему они больше так не радовались, как этой консервной банке и лошадиной подкове. Встретившийся на их пути пастух Серхио Каталан насмерть перепугался сумрачного вида двух призраков с носками в руках, набитыми человеческим мясом. Но именно эта встреча определила счастливый исход этого затянувшегося боя за жизнь. 22 декабря 1972 года два вертолета за два дня забрали всех выживших с плато. Сделать это за один день помешала ужасная погода - горы словно не хотели отдавать тех, кто, казалось, навсегда должны остаться в их плену. Все 16 выживших были спасены и отправлены в клиники Сантьяго, где начали проходить долгосрочное лечение от высотной болезни, обезвоживания, ран, переломов костей, обморожения, цинги и недоедания. Вся это история получила название «Чудо в Андах». Взорам спасателей открылась страшная картина: обломки крушения, разбросанные по лагерю обглоданные кости, тонкие ломти человеческого мяса, подготовленные к употреблению и развешанные по салону самолета. Позже, когда Нандо Паррадо спросили, сожалеет ли он о том, что ему пришлось поедать своих мертвых товарищей, он ответил так: «Мы не задумывались о том, что перед нами были люди. Знаете, у цивилизации очень тонкая кожура. Перед страхом смерти не думаешь о том, что никак нельзя себе представить в нормальной обстановке. Я гарантирую, что 100% людей сделали бы на этой горе то же самое. Но здесь, внизу, это трудно себе представить. Они не понимают, каково это - остаться без привычных удобств и возможностей. У нас не было удобств и было только две возможности: умереть от голода или есть мясо».